Опубликовано 19 июля 2020, 00:20

Почему разговор с детьми о толерантности — обязанность каждого родителя и учителя

Разбираемся в одном из самых острых вопросов нашего времени.
Почему разговор с детьми о толерантности — обязанность каждого родителя и учителя

© Depositphotos

От слова «толерантность» у многих педагогов и родителей предсказуемо сводит челюсть. Не наше, зарубежное, ложное, чепуха — вариантов критики всегда много. Но, как это часто бывает, общественное мнение основывается на стереотипах.

Тут как с феминизмом. Есть движение, есть идеи, а есть глупость в «Инстаграме». Запоминается, увы, глупость. Но у нас, к счастью, есть где взять верифицированное мнение.

Российский психолог Александр Асмолов сказал: «Толерантность — это искусство жить в мире различий». И вот это определение уже близко к истине.

Анна Макарчук, программный директор Федерального научно-методического Центра толерантности рассказывает, в чем заключается это искусство и как родителям и педагогам воспитывать его в детях.

Подмена понятий

Многие педагоги и родители настороженно относятся к понятию «толерантность» — никто не ждет от термина ничего хорошего. А все из-за его неверной трактовки. Для них толерантность означает «учить детей терпеть то, что им не нравится», «находиться в некомфортной ситуации» и, что самое странное, «ничего не предпринимать для ее изменения».

Но толерантность не имеет ничего общего с терпимостью и смирением.

«Толерантность — это активная гражданская позиция.

_ Если кто-то будет доставлять вам дискомфорт, толерантным решением можно найти способы выхода из этой ситуации. И начать стоит с банального разговора, потому что часто именно невысказанность приводит к конфликтам»._

Почему разговор с детьми о толерантности — обязанность каждого родителя и учителя

© Depositphotos

Толерантность в образовательном процессе

Центр толерантности в области педагогики и психологии открылся в 2012 году, когда была сформирована потребность системы образования и готовность педагогов к получению поддержки в воспитании толерантности.

Но уже тогда было понятно, что обучать только педагогов этому вопросу недостаточно. Важно обращаться сразу ко всем субъектам образовательного процесса, то есть и к учителям, и к школьникам, и к родителям — иначе будет неразбериха.

Пока педагоги будут транслировать ученикам одни ценности, родители будут вкладывать другие.

Поэтому команда Центра запустила программы для педагогов, детей и родителей о межэтнических взаимоотношениях, профилактике употребления наркотиков, буллинге.

Отдельное направление — гражданская идентичность, которая содержит курсы по волонтерству и социальному проектированию. Есть даже направление, связанное с развитием навыков XXI века, — формирование эмоционального интеллекта, обучение работе в команде, стрессоустойчивости, толерантности к неопределенности.

Последнее предложение, кстати, как яркое определение первой половины 2020 года. Актуально как никогда.

С чего начать разговор о толерантности с детьми

Задача учителей в этом деле — научить своих подопечных нестереотипному мышлению, показать многообразие мира и возможность выйти за рамки.

Первый шаг — сформировать у детей систему ценностей, которая была бы нетерпима к проявлениям травли и насилия, и помочь ребятам обрести навыки, помогающие эти ценности поддерживать.

Скажем, эмпатию, ответственность, заботу, умение помочь и поддержать, принятие разнообразия, принятие договоренностей.

Почему разговор с детьми о толерантности — обязанность каждого родителя и учителя

© Depositphotos

Второй шаг, который неотделим от первого, — сделать ребенка партнером по обучению, то есть создать мотивацию, которая поможет ему найти необходимые знания.

И, наконец, третий важный шаг — привлечь к процессу родителей. Все мамы и папы желают своему ребенку счастья и успешного будущего. А в будущем детям придется все время взаимодействовать с другими людьми. И навык работы в команде станет важным умением, в становлении которого родители могут помочь.

Игра в реальность, меняющая реальность

В Центре толерантности уже несколько лет существует волонтерский интерактивный театр, идею которого можно реализовать и в школе. В основе спектакля — значимая и актуальная тема. Например, взаимодействие людей разных национальностей и религий, профилактика наркомании и преступлений.

Спектакль интерактивный. Он длится около 15 минут и останавливается на пиковой точке развития событий. Представьте, что девочка прыгает на подоконник, и тут режиссер говорит: «Стоп! Что будет дальше?»

А дальше ведущий проводит с залом дискуссию, и спектакль переигрывается заново.

Если кто-то из зрителей считает, что персонаж должен был повести себя иначе, чтобы до подоконника дело не дошло, он останавливает спектакль и меняется с актером местами, пробует свою модель поведения.

И даже те ребята, которые не решаются попробовать себя в роли актеров, прокручивают в голове возможные варианты. Иногда через полгода на тот же спектакль повторно приходит подросток и говорит:

«Я полгода думал на эту тему, и теперь, мне кажется, я знаю, как надо».

Такая технология побуждает школьника искать эффективные и правильные для него модели поведения.

Кстати, все спектакли, равно как и методические материалы для педагогов, которые хотят организовать спектакль у себя в школе, бесплатные.

Зачем нужна толерантность

Из тех же «инстаграмов» мы узнаем, что толерантность — это про нечто нетрадиционное и далекое от нас и наших детей. А вот и нет.

Проблема буллинга, существующая в школе, тоже связана с отсутствием у наших детей (а еще честнее — и взрослых) толерантного отношения к ближнему.

Центр толерантности вместе с корпорацией «Российский учебник» провели серию вебинаров по профилактике буллинга и травли в школе. Один из вебинаров посвящен свидетелям буллинга, а второй знакомит нас с «современным» явлением кибербуллинга.

Так что если вашего ребенка травят в Сети, удаляя его комментарии, обзывая или блокируя, не спешите рекомендовать ему заняться учебой, а не ерундой.

Почему разговор с детьми о толерантности — обязанность каждого родителя и учителя

© Depositphotos

Кибербуллинг — это крайне серьезная проблема, и с ней необходимо работать. Отказ от разговора — это не работа, а всего лишь белый флаг.

Увы, взрослые и сами находятся в «состоянии нестояния». 2020 год принес нам множество потерь и ударил по нашему чувству стабильности и ощущения, что мы контролируем нашу жизнь.

«Многозадачность, неопределенность, режим нон-стоп в работе и делах — не расстаются с нами круглые сутки. Нам постоянно нужно что-то решать, делать выбор и действовать, учитывая новые обстоятельства. Но искусством неизвестности можно овладеть! И еще можно изменить угол зрения на ежедневный стресс, научиться использовать стратегии, помогающие справляться с раздражителями».

Родительский университет ГК «Просвещение» совместно с Центром толерантности открывает серию бесплатных вебинаров проекта «Искусство быть человеком». Зарегистрироваться на них и посмотреть в записи можно будет на сайте проекта, а москвичам — посетить лично в Еврейском музее.

Свидетели буллинга: что важно знать

Травля — это, конечно, всегда жертва и агрессор. А вот и нет. Травля — это молчаливое большинство, с разрешения которого разворачивается буллинг.

Бесплатная программа «Каждый важен» разработана по трем направлениям — для учителей, учеников и родителей — и адресована именно классу. Среди тех, кто пассивно наблюдает за буллингом в классе, могут быть и ваши дети. Надо дать им понять, что они — важные и полноценные субъекты травли, которые, к тому же, всегда в большинстве и могут помочь. Не помогая же — фактически становятся соучастниками.

«Травля — это проблема не жертвы или буллера, это общая проблема школьной среды. А свидетели — те люди, которые обладают реальными возможностями повлиять на ситуацию».

Какие компетенции развивать у детей, чтобы не допустить возникновения травли?

• Умение распознавать собственные эмоции и мысли, понимание их влияния на поведение, умения видеть ситуации с различных точек зрения.

• Умение распознавать эмоции и состояния других людей, проявлять эмпатию.

• Понимание социальных и этических норм поведения.

• Способность устанавливать и поддерживать позитивные взаимоотношения с другими.

• Навыки решения проблем: умения делать обоснованный самостоятельный конструктивный выбор, оценивать последствия своего выбора и нести за него ответственность.

• Уважительное отношение к различиям, ценность многообразия.

• Ответственное отношение к происходящему в классе, активная позиция.

В школьных реалиях немало проблем. И нет готовых правильных ответов на все. Важен лишь личный опыт учеников, родителей и педагогов, который станет основой нового мировоззрения каждого участника процесса. Школа может стать открытым и честным пространством для получения такого опыта — но без морализаторства и искусственных наставлений со стороны.

Фото: Depositphotos

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «В Контакте» и «Одноклассниках»!