Разбираемся в одном из самых острых вопросов нашего времени. От слова «толерантность» у многих педагогов и родителей предсказуемо сводит челюсть. Не наше, зарубежное, ложное, чепуха — вариантов критики всегда много. Но, как это часто бывает, общественное мнение основывается на стереотипах. Тут как с феминизмом. Есть движение, есть идеи, а есть глупость в «Инстаграме». Запоминается, увы, глупость. Но у нас, к счастью, есть где взять верифицированное мнение. Российский психолог Александр Асмолов сказал: «Толерантность — это искусство жить в мире различий». И вот это определение уже близко к истине. Анна Макарчук, программный директор Федерального научно-методического Центра толерантности рассказывает, в чем заключается это искусство и как родителям и педагогам воспитывать его в детях. Подмена понятийМногие педагоги и родители настороженно относятся к понятию «толерантность» — никто не ждет от термина ничего хорошего. А все из-за его неверной трактовки. Для них толерантность означает «учить детей терпеть то, что им не нравится», «находиться в некомфортной ситуации» и, что самое странное, «ничего не предпринимать для ее изменения». Но толерантность не имеет ничего общего с терпимостью и смирением._ Если кто-то будет доставлять вам дискомфорт, толерантным решением можно найти способы выхода из этой ситуации. И начать стоит с банального разговора, потому что часто именно невысказанность приводит к конфликтам»._Толерантность в образовательном процессе Центр толерантности в области педагогики и психологии открылся в 2012 году, когда была сформирована потребность системы образования и готовность педагогов к получению поддержки в воспитании толерантности. Но уже тогда было понятно, что обучать только педагогов этому вопросу недостаточно. Важно обращаться сразу ко всем субъектам образовательного процесса, то есть и к учителям, и к школьникам, и к родителям — иначе будет неразбериха.Поэтому команда Центра запустила программы для педагогов, детей и родителей о межэтнических взаимоотношениях, профилактике употребления наркотиков, буллинге. Отдельное направление — гражданская идентичность, которая содержит курсы по волонтерству и социальному проектированию. Есть даже направление, связанное с развитием навыков XXI века, — формирование эмоционального интеллекта, обучение работе в команде, стрессоустойчивости, толерантности к неопределенности. Последнее предложение, кстати, как яркое определение первой половины 2020 года. Актуально как никогда. С чего начать разговор о толерантности с детьми Задача учителей в этом деле — научить своих подопечных нестереотипному мышлению, показать многообразие мира и возможность выйти за рамки. Первый шаг — сформировать у детей систему ценностей, которая была бы нетерпима к проявлениям травли и насилия, и помочь ребятам обрести навыки, помогающие эти ценности поддерживать.Второй шаг, который неотделим от первого, — сделать ребенка партнером по обучению, то есть создать мотивацию, которая поможет ему найти необходимые знания. И, наконец, третий важный шаг — привлечь к процессу родителей. Все мамы и папы желают своему ребенку счастья и успешного будущего. А в будущем детям придется все время взаимодействовать с другими людьми. И навык работы в команде станет важным умением, в становлении которого родители могут помочь. Игра в реальность, меняющая реальность В Центре толерантности уже несколько лет существует волонтерский интерактивный театр, идею которого можно реализовать и в школе. В основе спектакля — значимая и актуальная тема. Например, взаимодействие людей разных национальностей и религий, профилактика наркомании и преступлений. Спектакль интерактивный. Он длится около 15 минут и останавливается на пиковой точке развития событий. Представьте, что девочка прыгает на подоконник, и тут режиссер говорит: «Стоп! Что будет дальше?» А дальше ведущий проводит с залом дискуссию, и спектакль переигрывается заново. Если кто-то из зрителей считает, что персонаж должен был повести себя иначе, чтобы до подоконника дело не дошло, он останавливает спектакль и меняется с актером местами, пробует свою модель поведения.И даже те ребята, которые не решаются попробовать себя в роли актеров, прокручивают в голове возможные варианты. Иногда через полгода на тот же спектакль повторно приходит подросток и говорит:Такая технология побуждает школьника искать эффективные и правильные для него модели поведения. Кстати, все спектакли, равно как и методические материалы для педагогов, которые хотят организовать спектакль у себя в школе, бесплатные. Зачем нужна толерантность Из тех же «инстаграмов» мы узнаем, что толерантность — это про нечто нетрадиционное и далекое от нас и наших детей. А вот и нет. Проблема буллинга, существующая в школе, тоже связана с отсутствием у наших детей (а еще честнее — и взрослых) толерантного отношения к ближнему. Центр толерантности вместе с корпорацией «Российский учебник» провели серию вебинаров по профилактике буллинга и травли в школе. Один из вебинаров посвящен свидетелям буллинга, а второй знакомит нас с «современным» явлением кибербуллинга.Кибербуллинг — это крайне серьезная проблема, и с ней необходимо работать. Отказ от разговора — это не работа, а всего лишь белый флаг. Увы, взрослые и сами находятся в «состоянии нестояния». 2020 год принес нам множество потерь и ударил по нашему чувству стабильности и ощущения, что мы контролируем нашу жизнь. «Многозадачность, неопределенность, режим нон-стоп в работе и делах — не расстаются с нами круглые сутки. Нам постоянно нужно что-то решать, делать выбор и действовать, учитывая новые обстоятельства. Но искусством неизвестности можно овладеть! И еще можно изменить угол зрения на ежедневный стресс, научиться использовать стратегии, помогающие справляться с раздражителями». Родительский университет ГК «Просвещение» совместно с Центром толерантности открывает серию бесплатных вебинаров проекта «Искусство быть человеком». Зарегистрироваться на них и посмотреть в записи можно будет на сайте проекта, а москвичам — посетить лично в Еврейском музее. Свидетели буллинга: что важно знать Травля — это, конечно, всегда жертва и агрессор. А вот и нет. Травля — это молчаливое большинство, с разрешения которого разворачивается буллинг. Бесплатная программа «Каждый важен» разработана по трем направлениям — для учителей, учеников и родителей — и адресована именно классу. Среди тех, кто пассивно наблюдает за буллингом в классе, могут быть и ваши дети. Надо дать им понять, что они — важные и полноценные субъекты травли, которые, к тому же, всегда в большинстве и могут помочь. Не помогая же — фактически становятся соучастниками.Какие компетенции развивать у детей, чтобы не допустить возникновения травли? • Умение распознавать собственные эмоции и мысли, понимание их влияния на поведение, умения видеть ситуации с различных точек зрения. • Умение распознавать эмоции и состояния других людей, проявлять эмпатию. • Понимание социальных и этических норм поведения. • Способность устанавливать и поддерживать позитивные взаимоотношения с другими. • Навыки решения проблем: умения делать обоснованный самостоятельный конструктивный выбор, оценивать последствия своего выбора и нести за него ответственность. • Уважительное отношение к различиям, ценность многообразия. • Ответственное отношение к происходящему в классе, активная позиция. В школьных реалиях немало проблем. И нет готовых правильных ответов на все. Важен лишь личный опыт учеников, родителей и педагогов, который станет основой нового мировоззрения каждого участника процесса. Школа может стать открытым и честным пространством для получения такого опыта — но без морализаторства и искусственных наставлений со стороны. Фото: Depositphotos Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «В Контакте» и «Одноклассниках»!