Американская мечта: мой сын учится в Elementary school
Американская мечта: мой сын учится в Elementary school
Как мы оказались в США
Первый раз в США я приехала девочкой, вместе с семьей в начале 90-х. Папу пригласили преподавать в Университет Северной Каролины политологию, а я училась в обычной старшей школе (High School). Так что систему я знаю изнутри. В те годы, кстати, она не очень сильно отличалась от российской, чего нельзя сказать о ней сейчас.
В прошлом году муж поехал учиться по программе MBA (Master of Business Administration) и детей мы решили взять с собой. Мы подумали, что переехать в США, хоть и временно, будет полезно для всех. И в первую очередь, для детей: ведь это отличная возможность выучить язык и расширить кругозор. Переехали мы год назад. Младший сын Лука пошел тогда во 2-й класс, старшая дочка Алиса – в 8-й.
Мы живем в небольшом городе Уилмингтон с населением 300 тысяч на юге Северной Каролины.
Оформление в школу
За полгода до нашего официального переезда, мы с мужем были в США. Он выяснял подробности своей учебной программы, а я отправилась в местный комитет образования с вопросом, какие документы детей я должна предоставить туда по приезду, чтобы они смогли учиться в местной государственной школе. Я предупредила, что у меня двое детей: один с английским, другой – без. Тогда на меня очень странно посмотрели и сказали, что ничего особенного не надо: любой документ, удостоверяющий личность ребенка и адрес нашего проживания, чтобы понять к какой школе нас прикрепить.
Мое российско-советское нутро решило: что-то здесь не так. Я припомнила, с какой толстенной папкой записывала детей в московскую школу и начала переживать. Думала, что в маленьком городке редко сталкиваются с иностранными детьми, и вряд ли знают, какие «бумаги» нужны. На всякий случай, я сделала нотариальные заверения всех документов, включая школьные оценки детей.
В итоге, когда я привела сына в школу (взяла только Луку, так как решила – «хоть бы с одним справиться за день!»), как и обещали, у меня спросили его паспорт и договор аренды, который показывал, что территориально мы принадлежим именно к этой школе. Выбирать общегородскую младшую школу между районами здесь нельзя. После этого директор уточнил, в какой класс я хочу отдать ребенка. Через несколько минут появилась учительница, поцеловала моего сына в голову и предложила мне вместе с ним посидеть на уроках, чтобы мальчику было комфортно.
Я стояла перед ними с пакетом документов, и не знала, куда его деть. Мне объяснили, что есть конвенция ООН, согласно которой отказывать в образовании детей мне не имеют права. Все дети должны учиться вне зависимости от их визового статуса и др.
Elementary school – когда начинают
Дети в США в обязательном порядке идут в школу в 5 лет. Это 1 год детского сада. Государственных детских садиков для более маленьких детей нет, так как основная масса мам сидят дома с детишками до начало школы, благо детей в семьях обычно много. Много мам продолжают находиться дома с детьми и после начала школы, так как семьи большие и одного дохода на семью обычно достаточно. Но при желании, отправив на занятия ребенка, они возвращаются на работу.
Американский 1-й класс (6 лет) мало отличается от российской старшей группы в детском саду. Они много играют на полу, есть уроки по обучению чтению и письму, но основные занятия игровые.
Сына мы определили в 2-й класс. В Москве он закончил 1-й. Через некоторое время мы поняли, что ошиблись с выбором. По-хорошему ребенок должен был пойти по местной системе уже в 3-й класс, так как местный 2-й это аналог нашего 1го класса и по возрасту и в основном по программе, но так как у него совсем не было языка, мы решили оставить все, как есть.
Про адаптацию
Как только в школе появляется ребенок без адекватного владения английским языком, ему дают специализированного учителя ESL (English as a second language), который занимается с ним от 1-го до 4-х раз в неделю индивидуально и бесплатно. Он помогает адаптироваться и сделать домашнее задание.
Учительница Луки сразу поставила себе на телефон переводчик, и пользовалась им, когда ей было нужно, чтобы сын что-то однозначно понял. Когда через неделю после начала занятий, я подошла к преподавателю с вопросом об успеваемости сына, то услышала: «Полтора месяца вы меня будете спрашивать и рассказывать мне только о том, насколько ему комфортно. С успеваемостью мы разберемся позже». Так что психологический комфорт здесь сильно превалирует над всем остальным. Но успеваемость от этого не страдает, скорее наоборот. Они учатся без стресса, поэтому многое дается им легко.
Про расписание и учителей
Младшая школа в США располагается в небольших одноэтажных зданиях. Ее посещают 250 – 300 детей с группы детского садика по 5 класс. Школьники учатся 5 дней в неделю по четкому расписанию. Каждый день у них – английский, математика, общественные науки (social studies). 4-м уроком стоят меняющиеся предметы: физкультура, музыка, рисование или морская биология и библиотека.
Также дети очень много читают: и в школе и дома. Когда в самом начале, Лука еще не мог читать на английском, учительница сказала читать на русском, главное что бы читал.
Уже с первых классов их учат искать, анализировать и отбирать информацию и делать небольшие доклады. Родители ведут с ребенком читательский дневник.
Один урок длится 1:15-1:30 часа, которые пролетают очень быстро. Здесь каждый класс занимается в своем большом классе, разделенном на разные зоны. Есть маленькая библиотека, где можно поваляться на пуфиках – почитать книжки, есть коврик, где можно побегать. В рамках урока дети постоянно двигаются и очень часто занятия проходят на улице. У них много заданий, связанных с игрой. Никакого сидения за партой, если они не пишут или рисуют, нет. Ребенок может передвигаться по классу, идти в туалет, никого не спрашивая.
Мой сын после московской школы, где в классе было 35 человек, и первые полгода детей учили сидеть тихо и поднимать руку, был приятно удивлен. Здесь детям дают быть детьми.
Сейчас в классе Луки 20 человек. На всех детей приходится 1 учитель и 2 ассистента. Учитель каждый год приходит новый. Если это учитель 2го класса, то он ведет только 2й класс. Важно, что у преподаватель абсолютно свободен в составлении учебного плана и стилистике преподавания. В конце года дети должны знать определенные вещи по программе штата, но как они это сделают – каждый учитель решает сам. Аналог госэкзаменов по основным предметам (здесь это экзамен штата) здесь сдается со второго класса. Но первый год пробный, что бы дети знали что ожидать и к чему готовиться в третьем классе, и в финальную оценку не попадает.
До 5-го класса в школах нет учебников. Дети занимаются по распечаткам, которые выдает учитель. Все задания и контрольные хранятся в одной папке, которую родителям отдают раз в неделю и в конце каждого учебного года. А еще вы в любой момент можете прийти на урок и посмотреть, что делают дети.
Про уроки и домашние задания
За 1,5 часа, которые длится урок, дети успевают сделать очень многое, так что домашнего задания почти нет. Раз в неделю, в понедельник, Лука приносит из школы распечатку по математике на листе А4, текст на 1 страницу и вопросы к нему. Это домашнее задание на всю неделю + читать не менее 30 минут в день. К слову, именно по математике здесь очень интенсивная программа. При этом учителя стараются объяснять сложные вещи очень просто. Например, когда класс Луки проходил дроби, родителей попросили принести на урок шоколадки, разделенные на 10 частей. Также учительница заказала в школу пиццу. Учитель наглядно объяснил малышам концепт дробей. Потом рассказал, как дроби можно записать цифрам – и дети уже к этому моменту видели перед собой шоколадку и пиццу. Я была очень рада такому объяснению, так как хорошо помнила, как в московской школе мы боролись с дробями со старшей дочкой.
Системы могут быть разными между разными городами и штатами. Из-за этого школьные системы имеют шанс обмениваться опытом и перенимать лучшие практики. И делают это регулярно.
Про оценки и экзамены
В 1-м классе вместо оценок дети получают от учительницы наклейки или печати в виде смайликов и звездочек. Со 2-го класса появляется позиционирование оценок в рамках определенного количества звездочек, которое позже можно перевести в оценки.
К концу 2-го года учителя выводят оценки. 4 раза в год родители получают табель успеваемости, в котором показан прогресс ребенка к текущему моменту. Оценки ставят не по предметам, а по компетенциям. В каждом предмете от 8 до 9 компетенций. В математике это может быть счет до 100, понимание математических концептов и др.
Особое внимание в школе уделяют физическому состоянию ребенка. Дети много бегают, на переменах играют в баскетбол и другие подвижные игры. Таким образом, учителя снимают детям стресс от уроков и укрепляют их физически.
Главная форма проверки знаний – это тесты и квизы. Даже для 5-леток. С каждым годом количество тестов понемногу увеличивается – пропорционально тому, как школьники углубляются в предметы. Так же очень большой вес в оценках имеют отдельные самостоятельные проекты, которые дети делают долго и тщательно, иногда самостоятельно иногда в группах, очень часто придумывая тему сами.
С 3-го класса результаты экзаменов штата в конце года учитываются при постановке финальных оценок. Оценки детей так же влияют на рейтинг школы и то насколько школа соответствует образовательным стандартам своего графства или штата.
Про еду
В школе есть столовая, где дети могут завтракать и обедать. Обеденный перерыв в младшей школе длится 40 минут. В обязательный набор водит какой-нибудь белок (мясо, рыба, бобовые), фрукт, овощи (не менее двух порций), сок, вода или молоко. Конечно, бывает пицца, гамбургеры, паста. Ребенок может докупать по своему желанию все, что угодно. Завтраки стоят 1,60 $, обеды – 2$ с копейками.
Если доход у семьи ниже 40-50 тысяч $ в год, то питание школьника оплачивает государство. Здесь исходят из того, что все дети должны быть накормлены вне зависимости от доходов родителей. Даже в каникулы школьники из малообеспеченных семей могут получать полный завтрак и обед в школах.
Про пропуски и болезни
Когда мы жили в Москве, у меня были постоянно болеющие дети – они легко пропускали по 3 дня в неделю. Сначала по московской привычке я пыталась оставлять детей с соплями дома. Но быстро бросила эту затею. Здесь они без проблем ходят в школу с легкой простудой, так как она не развивается в серьезные заболевания. Из-за отсутствия загазованности, здоровье подтягивается очень быстро.
К пропускам школы здесь относятся очень серьезно. Если ребенок не ходит в школу больше 10-15 дней в году, к проблеме подключаются врачи и социальные службы. Большинство детей в состоянии «без температуры» прекрасно посещают занятия. Если учитель почувствует, что ребенку плохо, всегда вызовет врача или скорую, уведомив об этом родителей.
Любовь рассказала, что система, по которой учатся ее дети, полностью устраивает ее семью. Из года в год у ребенка появляется больше ответственности, углубление в предметы происходит очень мягко, постепенно. К тому же, в государственно школе они не тратят на образование ни копейки.