Учимся правильно: чем опасно для детей раздельное образование
Более шестисот российских школ в настоящее время практикуют раздельное обучение для мальчиков и девочек. Плюсы такой методики давно известны – это и высокий уровень дисциплины, и отличная успеваемость, и большой процент поступивших в вузы выпускников. Впрочем, есть у данной системы и существенные минусы.
Неумение строить отношения с противоположным полом
Российский опыт раздельного обучения насчитывает чуть более десятка лет, поэтому сделать выводы относительно его эффективности пока сложно, а вот в Британии подобную систему практикуют с 30-х годов прошлого столетия. Именно там, изучив дальнейшую жизнь десятков тысяч выпускников, социологи пришли к печальному выводу – число разводов в семьях, где мужчина учился в классе для мальчиков, почти вдвое выше, чем у выпускников общих школ.
То же касается и женщин: даже высокий уровень образования и хорошие карьеры не могут уменьшить психологический дискомфорт при общении с сильным полом. Выпускницы часто отмечают, что «не знают чего ожидать от мужчин». Это и неудивительно – базовые навыки общения с противоположным полом закладываются еще в детстве.
Даже совместный досуг, который организуют подобные школы, не может возместить пробелов при коммуникации представителей разных полов. Этап «дергания за косички» только кажется незначительным, на самом же деле, пропускать его никак нельзя.
Несмотря на уверения психологов в том, что однополые коллективы лишены конфликтов, на деле все обстоит иначе. Конфликтов меньше, но они гораздо глубже. В европейских школах для девочек нередки случаи суицидов, поводом для которых стала травля со стороны одноклассниц.
Энергия, бьющая у девочек-подростков через край, не находит традиционного выхода в кокетстве и сплетнях о мальчиках и становится поистине губительной.
А мальчики, лишенные внимания благоразумных девочек, в своем стремлении соревноваться гораздо чаще переходят к оскорблениям и дракам.
Мудрой маме на заметку: Учителя и воспитатели: как правильно выстраивать с ними отношения? В первый раз в первый класс: как морально подготовить ребенка к школе?
Неплохо, когда все мысли школьника направлены на учебу – можно не стесняясь выходить к доске в старых джинсах, не думать об излишней полноте или неуклюжести на уроке физкультуры. Вот только, привыкнув за время обучения в школе не обращать внимания на свой внешний вид, выпускники жалуются на свою непопулярность у сверстников в вузе или у коллег по работе.
Вспомните любой типичный смешанный класс: в нем есть ботаники, тихони, пара задир, клоун, формальный и скрытый лидеры. Все эти роли распределяются, в том числе, и по половым признакам. Например, среди девочек больше скромных «зубрилок», а юморит на уроках чаще всего мальчик.
В однополых классах детям приходится примерят на себя чужие роли, что вызывает глубокий душевный дискомфорт.
Главный принцип преподавания в разнополых классах заключается в том, что у мальчиков преобладает логическое мышление, а девочки относятся к задачам более эмоционально. К сожалению, все не так просто, и среди девочек есть те, у кого больше развито левое полушарие, отвечающее за анализ и логику, а у мальчиков – наоборот. Таким детям будет сложно освоить не адаптированную под их восприятие программу, и они могут подвергнуться насмешкам сверстников.
Чаще всего раздельное обучение практикуют в школах с углубленным изучением какого-либо предмета. Например, мальчикам будут предлагаться математические классы, а вот девочкам, даже действительно талантливым, вход туда закрыт. Точно также и юноша, мечтающий получить глубокие языковые или литературные познания, будет лишен такой возможности.
Прежде чем отдать ребенка в однополый класс, взвесьте все «за» и «против», а также не забудьте посоветоваться с чадом – возможно, его мнение будет решающим.
На заметку родителям школьников:
Внешкольное образование: как иначе учить детей