Личный опыт: переход на дистанционное образование
Личный опыт: переход на дистанционное образование
Анна Вокина, мама двоих детей, рассказала о том, почему они вместе с мужем выбрали для своих детей дистанционное образование замен привычной школе.
«У нас небольшая семья: муж, я и двое детей. Сыну 8 лет, дочери три года. Еще 1,5 года назад мы жили в Новосибирске, сейчас переехали на Кубань. Я провожу тренинги для женщин в интернете. Еще до рождения сына поняла, что работа с 9 до 18 не для меня. Не знала, чем буду заниматься, но решила, что в офис работать по найму больше не пойду. Потому что началась сильная психосоматика, в 25 я чувствовала себя развалиной, хотя мне пророчили карьеру. Когда приняла решение, поехала к родителям. Вообще, как я дошла до жизни такой и кто я, можно почитать тут.
– Как вы решили выбрать ДО. На чем основывался выбор?
– О ДО я задумалась еще будучи беременной, когда прочитала статьи Вот энд Вай о ее опыте ДО. До этого у меня было личное ощущение, что школа была какой-то пустой тратой времени, где меня убеждали, что жизнь устроена так, а оказалось, что она устроена иначе. Для меня это было место, где главное – ложь, где учат именно делать вид и лгать. Сожаление о потраченном в пустую времени. А тут я прочитала статьи и поняла, что можно иначе. Когда родился сын, я оказалась под опекой инструктора по материнскому искусству Елены Михалковой, которая учила меня теории привязанности, хотя так это тогда не называлось. Просто учила быть чуткой, и разбираться, что я на самом деле сейчас делаю, какие свои страхи лелею, что на самом деле хочу от отношений с ребенком и осознавать, как этого достичь.
Когда сыну было около трех, встал вопрос о социализации. Наши пути разошлись, мы сделали детский сад для детей нашего круга. Потом я пробовала делать свой детский сад, где, оказавшись в роли воспитательницы, поняла, что это страхи общества, и ни маме, ни ребенку особо это не нужно. Разве что мама вынуждена была работать. На тот момент у нас была ужасная финансовая ситуация, кризис 2008. Я думала о том, чтобы выйти на работу, но мне достаточно было подумать о том, что я не смогу видеть, как растет мой ребенок, а дети растут быстро, и я не пошла на работу: шила слинги, были какие-то подработки, но при этом я продолжала учиться, встречаться с интересными для меня людьми, писала об этом в ЖЖ и так начала вести тренинги. Так как у меня был довольно широкий круг общения в Новосибирске, я узнала об Алексее Бинтере, который в свое время был директором частной школы (сейчас его помощница организует экстерн-офис в Москве).
Он пытался сделать школу, которая ориентируется на ученика, но убедился в том, что любая школа создана в первую очередь для проверяющих. Ушел в консультирование экстернов, открыл экстерн-офис. Когда сыну было лет 5, я стала посещать встречи с Алексеем, где он говорил о том, как работает школьная система, как можно обойти ее малой кровью, и как обучать, исходя из интересов ребенка.
– Как к вашему решению отнеслись близкие люди?
– К тому моменту я кормила детей до самоотлучения, носила их в слинге. За мной закрепилась репутация "себе на уме", так что, когда я стала готовить общественность у тому, что сын не будет ходить в школу, окружающие вздохнули и смирились.
– Ваш ребенок посещал детский сад?
– Ходил в три частных детских сада, вспоминает их как худшие моменты своей жизни.
– Когда Вы сделали выбор в пользу ДО, что Вам пришлось сделать? Можете ли Вы описать пошагово инструкцию для родителей, которые сейчас думают, отдавать или нет ребенка в школу? Что им предстоит?
– Я посещала встречи Алексея Битнера для родителей. До отъезда из Новосибирска общалась с родителями, дети которых в 5-6 классах на ДО. Обсуждала с помощницей Алексея, Викторией, которая занималась у Алексея начальными классами, когда стоит идти в школу: сын родился 25 августа, в родах были некоторые сложности, так что произвольное внимание давалось ему тяжело. Я считала, что детская нервная система быстро развивается, все, что ей нужно, это создать условия, чтобы она могла развиваться, а не выживать. Я была сторонницей того, чтобы подождать. Виктория убедила меня, что для ребенка, родившегося 25 августа, будет не страшно, если он пойдет в школу в 8 лет. Никто не выскажет мне претензии за то, что он пошел в школу в 8 лет, когда ему еще 5 дней назад было 7. Кроме того, я изучаю народную культуру, в том числе обряды возрастных переходов, которые основывались на отличном знании детской возрастной психологии. Я знала, что если девочки проходили обряд в 7 лет, то мальчики в 8-9. Да и в гимназию брали тоже в 8-9 лет. Так мы заимели еще один год.
Ни на какие подготовки-развивалки я детей не вожу, но сын читал лет с 6. И в 7 писал печатными буквами. Чтобы оценить наши возможности, я попросила у Алексея доступ к его тогда только создававшемуся экстерн-офису. Когда сыну было 7 лет, мы уже переехали на Кубань, и с Нового года стали пробовать заниматься по экстерн-офису. Было тяжело, потому что сын мог сосредотачиваться не больше, чем на 5 минут. Но мы же только пробовали. Это сильно освобождало мое состояние. Много говорили, обсуждали во время прогулок. Темы перетекали из одной в другую. Окружающий мир плавно «перетекал» в математику, а он в русский язык, цепляясь за только что увиденное или услышанное.
Была небольшая сложность, когда оказалось, что школа, к которой прикрепляются ученики Алексея, выдвинула требование: сдать математику до принятия в школу, вроде вступительного экзамена. Пришлось форсировать занятия по математике и через 3 недели мы ее сдали. Да, наверняка там есть пробелы, но когда мы в обойме, я не вижу сложностей, чтобы их убрать. Тем более, что примерно около Нового года, когда сыну исполнилось 8,5, он стал более усидчивым, вдумчивым, начал сам ставить цели. Т.е. мозг созрел для такой учебы.
– Как много времени в день уходит на подготовку уроков? Как построено обучение?
– В Экстерн-офисе есть список вопросов, которые будут на экзамене. Мы изучаем один предмет, пробегаясь по этим вопросам. Все происходит на кухне, пока я готовлю завтрак. Занимает примерно 30-40 минут. Самое сложное было, когда нужно было одновременно решать две разные задачи: учиться писать и отвечать на вопрос. Когда научился писать, все стало легче и быстрее. Порой мы пропускаем дни, но я не очень это люблю, потому что ему тяжело потом втягиваться. Дня два уходит на выслушивание того, как он не хочет этим заниматься. Сдаем экзамен по скайпу. Потом какой-то подарок, исполнение желания сына, и через несколько дней начинаем следующий предмет. Мир у нас не крутится вокруг учебы. Я работаю дома, сын учится дома, это вписано в нашу жизнь как одно из житейских занятий. Я так и не знаю, какие бывают программы или учебники. Из учебников у нас была только арифметика 1957 года.
– У ребенка остается много свободного времени при таком обучении? Чем он занимается помимо учебы?
– У него достаточно много времени, во время которого он общается с нами, все же всегда дома, играет с сестрой. Я считаю одним из важных моментов такого образа жизни, что младшая сестра не воспринимается им как «мелкая», которую с собой не берут. Вообще не слышала, чтобы это возрастное деление у них было. Думаю, такое деление является следствием посещения садиков-школ, где ребятишек искусственно разделяют по году рождения. Мой сын никогда не сталкивался с таким разделением, и он с сестрой действительно близкие люди. Сады-школы закончатся, а им еще всю жизнь быть рядом.
Сын ходит на кружки, я хожу учиться играть на фортепиано (он тоже ходит к этой преподавательнице). Ходил на скалолазание, но что-то там группа разбежалась, ему стало скучно. И работе в группе он учится на занятиях по английскому. В выборе занятия для меня главное – преподаватель. Что он за человек. Сейчас сын сам выразил желание пойти в шахматную школу. Туда его друг ходит, который на 3 года старше. Ну и компьютерные игры. Куда нынче без них.
– Как давно ваш ребенок на ДО? Как вы совершенствовали свои методы обучения?
– Сын всего 1 год, это первый класс. Лучший способ совершенствования методов обучения – совершенствование себя на глазах у ребенка, жизнь, мой к ней интерес, моя учеба, мои ошибки и то, как я их исправляю».