«Я не забуду наш первый робкий поцелуй»: правдивая история о любви и семейной мудрости
14 февраля — День всех влюбленных. Отмечать этот праздник или нет — каждый решает для себя сам. Но мы знаем, что сегодня многие будут обмениваться валентинками и признаваться в любви. Но что современная молодежь знает об этом чувстве? Наши бабушки и дедушки во имя любви преодолевали такие жизненные трудности, которые нам и не снились.
Предлагаем историю о настоящей любви длиною в жизнь. Историю Ивана Ивановича и Тамары Михайловны.
Ваня жил с бабушкой, а Тамара — с мамой. При этом ее детство можно было назвать более благополучным, так как ее мать, Елизавета Петровна, была заведующей детским садом, уважаемым человеком во всей деревне. Во время войны она спасла тонувшую в реке лошадь с полной телегой продуктов для детского сада, «заработав» тем самым боль в ногах на весь остаток жизни. Такой поступок говорит о многом, не правда ли?
Эта любовь началась еще в детстве с безобидных игр во дворе, киданий снежками, дерганья за косички.
«Ходили мы в школу всей гурьбой, а по пути обратно, помню, мальчишки нападали на нас, закидывали снежками и убегали, а мы, девчонки, поймали Ваньку и как запихали ему снега за шиворот и в валенки, которые он носил без носков, — вспоминает Тамара Михайловна. — Как же стыдно мне потом было. Шла домой и думала, как он там дойдет до дома весь мокрый, бабушка отругает. До сих пор не могу себе простить эти детские шалости».
Шло время, закончилась война, тяжелое, но веселое детство тоже прошло. Пути Ивана и Тамары разошлись. Но они не теряли связь друг с другом. После окончания техникума Ване предложили поступить в авиационное училище в Иркутске. Это был достойный вариант: и специальность, и общежитие, и статус. А Тамара в это время поддалась уговорам подруги и поехала поступать на мехмат МГУ. Все решения принимались спонтанно, никто не планировал заранее, где будет учиться. Несмотря на то, что ей давались точные науки, на мехмат она не поступила. Тамаре посоветовали подать документы в Московский институт химического машиностроения. Так она стала учиться в Москве.
Сведения друг о друге Тамара и Иван получали через письма общих знакомых.
Так что ниточка, связывавшая их с детства, невидимо соединяла их сердца от Иркутска до Москвы.
Но личная жизнь не прекращалась. Добрый, застенчивый Иван не оставлял равнодушной ни одну девушку, да и у Тамары во время учебы в университете было много поклонников. Взять, например, студента-корейца, который то и дело приглашал ее в Большой театр. Или Гарик, сын какого-то начальника, студент Бауманки, проходу не давал, все хотел возить Тамару на машине домой и в институт.
А однажды к ней прибыл друг Ивана — военный моряк, блестящий офицер, красавец, с кортиком — и посватался. В этот момент в душе Тамары все встало на свои места.
Она определенно поняла, что без Вани она не сможет: «он свой, он уютный, он родной».
Те редкие встречи Вани и Томы в студенческие годы были всегда долгожданными: «Однажды Ваня приехал в Москву. Я встретила его на аэродроме Быково. Купила специально красивые лакировки (босоножки — прим. ред.), а ему нужно было на следующее утро лететь в Пермь.
Так и прогуляли всю ночь напролет: босоножки стоптала, ноги стерла в кровь, но зато как счастлива была, что с Ванечкой повидалась,
— делится Тамара Михайловна. — Да и в Москве в те годы было куда безопаснее. Когда Ваня навещал меня, мы гуляли допоздна, а потом он шел пешком от Сокола до Марьиной рощи и подумать даже не мог, что кто-то его тронет».
В моменты разлуки Иван все время думал о Тамаре, ведь ближе у него никого не было. Любую возможность он использовал, чтобы повидаться с ней. Он писал письма, но признаться в своих чувствах тогда не мог.
«Был такой момент, — вспоминает Тамара Михайловна, — словно сюжет из фильма "Девушка без адреса". Ванечка решил навестить меня на производственной практике в Донбассе. Взял отпуск, а точного адреса не знал. Почти все свои деньги он потратил на дорогу, уж через каких людей, какими способами он нашел меня, даже спустя много лет держит в секрете. Но нашел ведь. Как тут останешься равнодушной!»
Еще бабушка говорила четырехлетнему Ване, что в жены он возьмет непременно Тамару.
«Я никогда не забуду наш первый робкий поцелуй. Тогда я училась на четвертом курсе,
— рассказывает Тамара Михайловна. — Были каникулы, и мы решили поехать домой на Урал. Мы гуляли, смеялись, и неожиданно он остановил меня и поцеловал, я даже слова вымолвить не могла! Сам он по натуре стеснительный, поцеловал и убежал. Я пришла взволнованная домой, спряталась за печку от мамкиных глаз, слава богу, она не поняла, отчего я так смущена».
Вскоре Иван сделал Тамаре предложение. Он ни минуты не сомневался, что хочет провести с ней всю свою жизнь. Но для нее это был серьезный шаг. Да, она очень любила Ваню, любила его с детства и понимала, что хочет быть только с ним.
- Давай поговорим, — сказала Тамара.
- Как скажешь, — ответил Иван.
- Знаешь, тебе по жизни будут попадаться женщины намного красивее меня. И если что вдруг случится, я не переживу нашего с тобой разрыва, Ваня. Расставание равносильно смерти для меня.
- Тамара, во имя нашего счастья я готов на все, я буду бороться со всеми трудностями. Обещаю тебе.
Так и договорились. Написали маме письмо с просьбой благословить. Но, не дождавшись ответа, поженились в Волгограде.
Все считали эту пару очень удачной. О Тамаре и Иване слышно было исключительно все только хорошее: ответственные, добрые, отзывчивые люди.
После свадьбы началась волгоградская сага Тамары и Ивана. Там родилась их старшая дочь Татьяна, к ним приехала мать Тамары, чтобы во всем помогать.
Всю жизнь все думали, что моя мама мне свекровь. До такой степени она любила Ваню, стояла на его защите, будто оберегая от приставаний дочерей и жены. Уверена, все мужчины сейчас мечтают о такой теще,
— смеется Тамара Михайловна.
Тамара и Иван вдоль и поперек объездили степи Волгограда, и одним из их пристанищ стало село Лебяжье рядом с военным аэродромом. Здесь Тамару ждала неспокойная жизнь жены военного. В то время никто не задумывался, стоит или не стоит ехать так далеко. «Поехать за мужем хоть на край света — долг каждой жены военного», — убеждена Тамара Михайловна. Иван прилагал все возможные усилия, чтобы жене было комфортно. А ей было хорошо просто потому, что она с ним. Они знали, что вместе переживут все испытания.
Одно из ярких детских воспоминаний старшей дочери Тани — картина, как среди ночи мать стоит неподвижно у окна и ждет, когда придет муж.
Это была обычная беспокойная ночь ожидания. Иван сутками пребывал на аэродроме.
Они жили «на чемоданах», так как знали, что надо быть готовыми в любую минуту ехать туда, куда пошлют по службе.
Но зигзаг удачи выстроился так, что Ивана и Тамару отправили в Подмосковье. Они еще тогда не знали про знаменитый Звездный городок. Это был конец 60-х годов. Тогда городок был засекреченным, на картах и указателях не значился.
К этому моменту они уже стали родителями во второй раз, в 1967 году родилась дочь Ольга. Тяжелое детство, напряженная учеба, многочисленные переезды не заставили Тамару и Ивана изменить своим принципам, они остались верны своим взглядам на жизнь, на семью и друг на друга.
Вместе Иван и Тамара уже 64 года. У них большая и дружная семья: двое дочерей, трое внуков и трое правнуков. Порой наворачиваются слезы, когда видишь, с каким трепетом они относятся друг к другу в столь почтенном возрасте.
И любовь была такая, что до ссор дело не доходило. И ведь до сих пор вместе. Бывало спорили о чем-то, но никогда не позволяли себе повышать голос друг на друга. В такие моменты я набирала в рот воды, чтобы лишнего не сказать, а Иван мог взять — да и побежать вокруг дома. Пар выпускал,
— делится секретами семейной идиллии Тамара Михайловна.
Увы, годы берут свое, болезнь потихоньку начинает отнимать у Ивана Ивановича память. Они с Тамарой Михайловной словно поменялись ролями: раньше он часами напролет мог отгадывать кроссворды и читать энциклопедии, теперь она делает это за него. И они вместе вслух отгадывают очередной кроссворд.
«По сравнению с судьбами других женщин, моя — это подарок. И жизнь я прожила лучше всех благодаря Ване: он — золото. На душе всегда было спокойно: он не гулял, не выпивал, ни разу не обидел. В 42 года у него случился обширный инфаркт, и понеслось… сейчас, конечно, нервы ни к черту», — рассказывает Тамара Михайловна.
Когда наступает болезнь, хочется удержать дорогого человека на плаву как можно дольше не столько лекарствами, сколько любовью и лаской.
За долгую совместную жизнь у Ивана и Тамары никогда не возникало вопроса о разводе. Чувство ответственности за своих родных и близких присутствовало всегда, его не нужно было культивировать. Их брак действительно был основан на искренних чувствах и на этом держится до сих пор.
«Я эгоистка, мое — значит мое, — признается Тамара Михайловна. — И с самого начала я предупреждала его, что расставание для меня немыслимо. Видимо, голоса наших душ звучат в унисон».
Разумеется, нынешнее поколение кардинально отличается от того поколения, которое прошло через войну. Изменились принципы, жизненные установки. Но это неминуемо. Прогресс не стоит на месте, и мы движемся вместе с ним.
«Я хочу сказать всем, кто любит или еще в поисках своей второй половины, что любовь есть! И есть настоящая сильная любовь!
Сейчас другая жизнь. Нужно дорожить отношениями. И при любых обстоятельствах искать выход. Выход есть всегда, нужно садиться и разбираться в причинах тех или иных конфликтов, — поделилась Тамара Михайловна мудростью с читателями «Летидора». — В следующем году мы будем отмечать 60 лет совместной жизни. Для нас это очень трепетное событие. Мы будем стараться сделать все возможное друг для друга, чтобы дожить до этой даты и порадоваться вместе».
Иван Иванович практически никогда не дарил Тамаре Михайловне подарков. Он считает, что лучше, если она сама выберет, что захочет, или скажет ему о своих желаниях. Но цветы он дарит всегда, по поводу и даже без. Вот и в этот, пускай непривычный для них праздник — День всех влюбленных — Иван Иванович порадовал свою любимую Тамару красивым букетом цветов.