Психология6 мин.

Как развивать эмоциональный интеллект, чтобы ребенок стал успешным

Рассказывает психолог

© Pexels

Успех в жизни на 80% зависит от эмоционального интеллекта (EQ) и только на 20% от уровня IQ, считает американский психолог, идеолог теории эмоционального интеллекта Д. Гоулман.

Наверняка вы вспомните примеры, когда двоечники и троечники преуспевают в жизни, а отличники не находят за пределами школы применения своим знаниям. Потому что дело не только в знаниях и полученных оценках, а в умении быть в ладу с собой, адаптироваться к сложным ситуациям, выдерживать стресс, выстраивать здоровые отношения — всем том, что составляет эмоциональный интеллект.

Более подробно о EQ, а также о том, как его развивать (кстати, это не поздно делать и взрослым!), «Летидору» рассказала руководитель психологической службы Ломоносовской школы Лариса Александровна Кобзева (@lomonosovskaya_shkola).

Лариса Кобзева, руководитель психолого-логопедической службы ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа»

4 компонента эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект складывается из следующих компонентов:

Самосознание – способность понимать и интерпретировать свои чувства и эмоции, использовать чувства как ориентир, вести внутренний диалог.

Самоконтроль – умение держать импульсы под контролем, регулировать свои эмоции, выражать их продуктивным способом, сохраняя свои границы и преданность собственным ценностям, не нарушая границ другого.

Эмпатия – способность понимать и учитывать внутреннее состояние другого человека, сопереживать, видеть ситуацию его глазами.

Социальные навыки (или управление взаимоотношениями) – умение слаженно работать в команде, выстраивать продуктивные отношения, используя личное влияние, вдохновляя, мотивируя, объединяя и подталкивая людей для достижения целей.

© Depositphotos

На что влияет эмоциональный интеллект в детском возрасте

  • У ребенка хорошо развиваются коммуникативные навыки, он умеет дружить, любить, сотрудничать.
  • Ребенок с высоким EQ имеет все шансы вырасти психически уравновешенным, отзывчивым и склонным к эмпатии человеком.
  • Такие дети способны выстраивать крепкие и здоровые отношения, это пригодится в личной жизни и на работе.
  • Когда ребенок умеет ориентироваться на свои чувства, ему легче понять, чего он хочет от жизни, и реализовать свой потенциал.
  • Такой ребенок умеет справляться со стрессом и переживать неудачи.
  • Им сложнее манипулировать.
  • Он легко адаптируется к новым условиям (коллективу, правилам).
  • Дети с высоким эмоциональным интеллектом часто становятся лидерами и ведут за собой. Не боятся ответственности и в будущем занимают руководящие посты.

9 признаков, что с эмоциональным интеллектом проблемы

Можно предположить, что у ребенка недостаточно развит эмоциональный интеллект, если он:

  • Не умеет выражать чувства. На вопросы о себе (настроение, интересы, желания) чаще всего отвечает односложно и всегда одинаково, например «не знаю», или усредненно, например «нормально».
  • Избегает любых разговоров о сложных или конфликтных ситуациях, принижает значимость эмоционально заряженной ситуации – «это все ерунда», или дистанцируется от нее – «мне все равно».
  • Слишком ярко, агрессивно ведет себя в конфликтных ситуациях, не сдержан, переходит на личности, оскорбляет или унижает других людей.
  • Не может распознать и описать чувства других людей.
  • Никогда не поддерживает вас и своих друзей эмоционально.
  • Эгоцентричен, ставит во главу угла только собственные интересы, рассчитывает, что все должно быть только по его плану, обижается, если у вас есть свой план.
  • В споре всегда стремится победить, независимо от того, как это скажется на результате дела или состоянии другой стороны, не переносит поражений.
  • Не восприимчив или слишком эмоционально реагирует (сильно расстраивается, злится) на любые критические высказывания, невысокие оценки в школе, всегда перекладывает ответственность на других людей или обстоятельства.
  • Легко попадает под влияние окружающих и в итоге может идти не своей дорогой, не понимая, чего хочет сам.

Эмоциональные и интеллектуальные процессы связаны – если у ребенка хорошее настроение, он в ладу с собой, то и учится он хорошо, и все ему в радость. Если он расстроен и обеспокоен, то в этот момент плохо воспринимает и запоминает информацию. Дети с низким эмоциональным интеллектом подвержены выгоранию, у них страдает мотивация и продуктивность.

Российские школы в большинстве своем ориентированы на приобретение конкретных предметных знаний, заучивание правил, фактов, дат и т.д. Родители тоже нацелены на развитие у ребенка умственных способностей и практических учебных навыков. Это прекрасно, только не стоит забывать об эмоциональной составляющей. Вслед за многими западными компаниями в России начинают считать эмоциональный интеллект одним из ключевых навыков на рынке труда. Крупная профессиональная сеть LinkedIn ежегодно публикует перечень наиболее востребованных soft skills. С 2020 года эмоциональный интеллект вошел в первую пятерку ценных компетенций. А исследования показывают, что работники с развитым EQ имеют более высокий доход.

Так как этот показатель подвижен, его можно и нужно развивать. Самое время заняться этим в школьные годы. Развитие будет происходить и дальше, во взрослом возрасте.

© Freepik

Что делать, чтобы прокачать эмоциональный интеллект школьника

Помогайте ребенку определять свои эмоции, спрашивайте, что он чувствует, научите называть эмоции и чувства. Можно проговаривать их устно или завести дневник. Психологами разработана специальная шкала эмоций – можно найти в интернете и ориентироваться на нее.

Разговаривая о событиях, которые произошли в школе, выстраивайте причинно-следственные связи с акцентом на мотивах и ценностях (его и других людей), помогайте понять, почему именно так складывается ситуация. Например, за агрессией можно увидеть страх, за жаждой власти – неуверенность.

Научите принимать сторону другого человека, ставить себя на его место. Тогда станут понятны его мотивы, действия и реакции.

Читайте, обсуждайте прочитанное. Сопереживание героям прекрасно развивает эмоциональный интеллект. Спрашивайте, почему герои поступили таким образом, что к этому привело, какие варианты были. То же самое можно делать при просмотре фильмов.

Не спешите обвинять ребенка, когда какой-то его поступок вас расстроил, старайтесь делать акцент на собственных чувствах: «Знаешь, меня очень огорчило, когда ты отказался помочь», «Мне было неприятно, когда ты выразился грубо».

Не обесценивайте эмоции ребенка, иначе он невольно привыкнет их прятать и считать неудобными.

Сохраняйте принцип баланса: аккуратно проявляйте поддержку, но учите видеть разницу между дискомфортом и страданиями.

Учитывайте, у подростка способности к самоконтролю действительно снижаются, а эмоциональность может зашкаливать, поэтому наберитесь терпения и продолжайте умно любить и развивать своего ребенка с учетом его возрастных особенностей. Верьте, что вложенные душевные силы обязательно дадут свои результаты, просто немного позже.

Вместе найдите способы для выхода сильных эмоций: подходящий вид физической активности, творчества.

Не поддавайтесь соблазну манипулировать, ребенок тоже может освоить манипулятивные приемы, что подорвет безопасные доверительные отношения в семье, хотя, конечно, прокачает определенные коммуникативные навыки.

Будьте очень деликатны, прививая навыки эмпатии высокочувствительному (в силу свойств нервной системы) ребенку, склонному брать на себя ответственность за чувства других людей. Возможно, такому ребенку наоборот стоит больше развивать навык противостояния манипуляции или позитивного переосмысления.

Вместе овладейте простым приемом «Стоп»: когда нахлынули сильные чувства, берите паузу, считайте до 10, дышите, декламируйте про себя жизнеутверждающее стихотворение, выходите в другое помещение, переводите фокус внимания на природу – ищите свой способ и помогите ребенку найти свой.

Будьте для своего ребенка примером эмоционально зрелого поведения, в котором сохраняется баланс между рациональностью и чувствами, ведь способы эмоционального поведения наши дети усваивают от нас.

Что еще почитать по теме:

  • Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект».
  • Д. Готтман, Д. Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей».

Фото: Pexels, Freepik, Depositphotos