Психология6 мин.

Как распознать опасного подростка и что делать испуганным родителям

«Летидор» выяснил у психологов, почему подростки решаются на массовые преступления и как избежать подобных ситуаций в будущем.
«Летидор» выяснил у психологов, почему подростки решаются на массовые преступления и как общество может избежать подобных ситуаций в будущем.

В 2018 году в политехническом колледже Керчи случилась трагедия с погибшими и пострадавшими. Стрельба и взрыв были организованы 18-летним учащимся колледжа, который впоследствии покончил с собой.

11 мая 2021 года в Казани произошла еще одна трагедия: бывший учащийся школы № 175 открыл стрельбу в учебном заведении. На данный момент известно, что погибли семь детей, учительница и еще одна сотрудница школы. Более 20 человек ранены и находятся в больнице.

Наша публикация 2018 года стала вновь актуальной, увы.

Мы попросили наших экспертов прокомментировать самые важные моменты, которые могут стать судьбоносными в жизни молодого поколения.

Комментирует семейный и детский психолог Лариса Суркова

семейный и детский психолог Лариса Суркова

Как понять, что одноклассник представляет опасность. Дети не смогут сделать это самостоятельно. И не во всех школах и колледжах остались психологи, которые должны заниматься подобными вопросами.

Распознать под силу родителям, которые видят, что их ребенок всегда был активным, а теперь месяц сидит тихий, смотрит в компьютер, не общается — есть повод заподозрить что-то неладное.

Если человек даже истерик не закатывает в 17 лет, а сидит и смотрит в монитор, есть смысл беспокоиться.

Дети не смогут распознать в однокласснике опасность. А если мы будем давать им какие-то «симптомы», то просто разожжем охоту на ведьм. Ничего хорошего из этого не выйдет.

Как понять родителю, что с его ребенком что-то не так. Родители должны попросить сына или дочь показать им группы в соцсетях, на которые они подписаны — это достаточно информативно.

Я не стесняюсь этого делать. Своей 17-летней дочери говорю: «Покажи, на кого ты подписана». Да, не все эти страницы понятны для меня, но я хотя бы вижу, что там нет риска.

Если одноклассники увидят, что сверстник пишет что-то странное, то, конечно, лучше сказать об этом своим родителям.

А они должны обратиться к родителям этого ребенка и забить тревогу. Лучше лишний раз перебдеть.

Как можно уловить первые звоночки, даже если в соцсетях у школьника нет ничего подозрительного. У ребенка появляется нетипичное поведение. Например, учащийся был нормальным активным мальчиком, периодически закатывал скандалы, был чем-то недоволен. А тут он стал каким-то тихим, спокойным, уравновешенным, сидит и смотрит в одну точку.

Либо наоборот — раньше был тихим и спокойным и в таком состоянии дожил до 16 лет, а потом стал неадекватным.

Любое нетипичное поведение должно вызывать подозрение.

На самом деле я не очень верю в то, что этого нельзя было не заметить в случае с керченским стрелком. Все равно какие-то звоночки должны были быть. И если бы родители были в контакте с ребенком, они их увидели бы.

Как отправить вызвавшего подозрение школьника на психологическое тестирование, есть ли в нем смысл. Первичное тестирование действительно может выявить некоторые группы риска. И, конечно, хочется призвать родителей помочь специалистам в этой работе. Если это несовершеннолетний, то родители могут привести его к психиатру на тестирование — это они принимают за него решение.

К сожалению, у нас нет закона об обязательной психиатрической помощи. Только с согласия родителей.

А если ребенок старше 18 лет, то без его согласия, к сожалению, родители не могут сделать ничего.

Мог ли буллинг спровоцировать учащегося на такое преступление. Если травля продолжается какое-то время, то да, безусловно, но это не может происходить одним днем.

Мы опять возвращаемся к вопросу доверия ребенка и родителей. Если ребенка травят, а родители об этом не знают — значит, родители не общаются со своими детьми и не знают, что происходит в их жизни.

К сожалению, есть статистика, которая говорит о том, что родители интересуются исключительно оценками.

Комментирует Олег Иванов, психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов

Олег Иванов

Подростковый возраст — наиболее сложный в жизни человека. Как никогда он подвержен чужому влиянию и часто влиянию довольно экстремистскому, радикальному.

Вспомним выражение Черчилля: «Кто в молодости не был радикалом, у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором, у того нет ума». Это характерно для молодого поколения. Человек, с одной стороны, физиологически уже взрослый, но психически еще нестабилен.

На что важно обращать внимание родителям

Социальные сети. В первую очередь нужно смотреть за тем, чем ребенок интересуется в социальных сетях.

У меня даже есть такое выражение «Покажи мне свой "Фейсбук", "ВКонтакте", "Одноклассники" — и я скажу, кто ты». Или вот такое я использую: «Ты то, что ты репостишь».

Социальные сети — наиболее открытый источник для понимания, что собой представляет человек.

Если он там репостит какие-то экстремистские материалы, которые, может быть, и не признаны таковыми, то как минимум нужно насторожиться. Кому? В первую очередь, его родителям.

Происходит или даже частично произошла так называемая сепарация, когда ребенок не нуждается в своих родителях. Особенно это происходит в тех семьях, где родители сами не очень интересуются личной жизнью своего ребенка. Молодой человек не рассказывал своим родителям о многих вещах. По разным причинам. Поэтому нужно было анализировать его активность в социальных сетях.

Если есть возможность (конечно, это не очень красиво, но, тем не менее, важно) попытаться выяснять — на какие сайты он ходит и в каких социальных группах состоит.

Отношения с друзьями. Еще очень важно иметь нормальные взаимоотношения с друзьями своего ребенка.

Это нужно для того, чтобы сами друзья подростка при необходимости не стеснялись обращаться к его родителям.

Важно поддерживать нормальные, а, может быть, даже товарищеские взаимоотношения с приятелями подростка. Это очень может пригодиться в различных ситуациях.

Увлечения и хобби. Родителям нужно стараться интересоваться своим ребенком, мягко направлять его интересы.

Даже если родителям это неинтересно, стоит проявить уважение к хобби подростка. Понятно, что поколения разные, и, может быть, увлечения вызывают у взрослого человека лишь усмешку.

Но ни в коем случае нельзя смеяться над интересами своего ребенка.

Необходимо попытаться его понять. Обязательно должна быть коммуникация.

Психологическая экспертиза. В школах есть психологи. Однако когда в учебном заведении несколько сотен человек, провести тщательный анализ психического состояния одного конкретного ребенка невозможно.

Даже довольно строгая психиатрическая проверка состояния при получении разрешения на владение огнестрельным оружием может не выявить у человека каких-то отклонений.

А у этого парня были отклонения — говорят, что он казался с одной стороны замкнутым, с другой — довольно своеобразным человеком. Негатив из него шел, но ведь его сокурсники не придали этому большого значения.

Я думаю, чтобы в будущем такие случаи минимизировать — избавиться от них полностью вряд ли получится — нужно вводить некую психологическую проверку. Есть массовые вакцинации, медицинские тесты. Например, всем без исключения делали пробу Манту, чтобы выявить опасность туберкулеза.

Вот примерно то же самое в массовом порядке нужно проводить в психологическом плане.

Должно быть психологическое исследование учеников, особенного в таком сложном периоде, как переходный возраст.

Пока редакция «Летидора» собирала комментарии экспертов, Лариса Суркова опубликовала пост в своем блоге. Публикуем его в нашей статье, чтобы вы могли ближе познакомиться с точкой зрения психолога.

Фото: Shutterstock.com

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!