Психология4 мин.

Как научить ребенка отвечать на грубость взрослых

Это зависит от ситуации

© Depositphotos

Многие считают так: если грубит ребенок – он дурно воспитан, а если ребенку грубит взрослый – значит, есть за что. В реальной жизни взрослые далеко не всегда правы. И это касается всех – продавца в супермаркете, школьного учителя, педиатра или какого-то другого авторитетного человека. Как реагировать ребенку на резкие слова в свой адрес?

Стоит объяснить ребенку, что вступать в словесную перепалку со взрослым может быть не просто бесполезно, но и опасно. Особенно если человек малознакомый и в нем бушуют эмоции.

Кроме того, ребенок своим поведением может сам спровоцировать взрослого на резкие слова. Увы, такие истории не редкость в школах. И хоть хамство педагога недопустимо, все же полностью сбрасывать со счетов ответственность школьника несправедливо.

Итак, как ребенку реагировать на грубость взрослых? В зависимости от ситуации вариантов может быть несколько.

Тактика №1. Задать уточняющий вопрос

В каких ситуациях. Если нагрубил взрослый, чье мнение имеет для ребенка определение значение. Например, когда хамит учитель, а ученик не может понять причину его раздражения.

Научите школьника спокойным голосом уточнять, что вызвало в его адрес волну эмоций:

«Я был не прав?», «Скажите, пожалуйста, в чем моя ошибка?», «Я что-то не то сказал?»

Такая рассудительность ученика, скорее всего, поможет перевести внимание взрослого с эмоций в рациональное русло. Важно услышать, что ответит человек, потому что его фразу можно использовать в следующем вопросе. Например, «Я правильно понимаю, что я вас задел(а) тем, что забыл(а) выключить телефон на уроке?»

В конце диалога научите ребенка благодарить за ответ на его вопрос: «Спасибо, что ответили». При этом совершенно не обязательно соглашаться со взрослым, ведь ребенок имеет право на свою точку зрения, если она не ущемляет чьи-то права. В таком случае можно сказать:

«Спасибо, я вас услышал(а)».

Тем самым ваш сын или дочь продемонстрирует, что умеет идти на контакт и слышать собеседника.

© Depositphotos

Тактика №2. Извиниться

В каких ситуациях. Когда ребенок сам понимает, что вел себя некрасиво по отношению к значимому взрослому. Например, не реагировал на просьбы учителя, мешал кому-то из окружающих выполнять их работу, начал грубить первым и так далее.

То, как должны реагировать профессионалы на невыносимое поведение детей, это отдельная тема. Родителям же важно воспитать в ребенке чувство ответственности за свое поведение. И если школьник понимает, что довел учителя до белого каления, лучше извиниться и пообещать, что такое больше не повторится:

«Извините, теперь я понял(а) и постараюсь так не делать».

Ребенок не видит за собой вины? Возвращаемся к пункту № 1.

Тактика №3. Сослаться на родителей

В каких ситуациях. Когда ребенок не понимает, в чем суть претензий, но полностью избежать общения со взрослым нет возможности. Это могут быть, например, соседи, знакомые, дальние родственники.

Возникает логичный вопрос — почему это происходит без вашего участия?

Объясните ребенку, что в любой непонятной ситуации лучше взять самоотвод и сослаться на вас:

«Это лучше обсудить с моими родителями», «Так мне сказала моя мама», «Что вы мне предлагаете сейчас сделать?», «Я такие вопросы не решаю».

© Depositphotos

Тактика №4. Завершить разговор и отдалиться

В каких ситуациях. Если грубит малознакомый человек или просто прохожий. Кроме того, насторожить ребенка должно и необычное поведение близких знакомых.

Продолжать диалог с агрессивным пассажиром общественного транспорта или враждебно настроенным другом семьи – опасно! В такой ситуации очень важно не хамить в ответ, а просто закончить разговор и отдалиться:

«Я все понял(а). Спасибо. До свидания».

Тактика №5. Попросить помощь

В каких ситуациях. Если поведение взрослого выходит за рамки, попытка завершить диалог не привела к результату, а покинуть место конфликта нет возможности, пора обращаться за помощью к другим взрослым.

Далеко не каждый человек готов успокоиться, услышав от ребенка «Пожалуйста, перестаньте кричать на меня». Напротив, это может усилить агрессию того, кто из-за собственных комплексов нападает только на слабых. И участие третьих лиц (обязательно взрослых) способно остудить пыл грубияна.

Слышать хамство неприятно и взрослым. А детская психика особенно уязвима – грубые слова могут серьезно ранить и ударить по самооценке. Потому так важно обсудить с ребенком случившееся и сделать выводы. А вот чего ни в коем случае нельзя делать, так это обвинять сына или дочь в том, что они заслужили такое обращение (даже если вам действительно кажется, что провокатором выступил именно ребенок). В противном случае ребенок может замкнуться, перестать вам доверять или же принять к сведению, что хамить – это норма, главное отыскать «провокацию» в чужих словах.

Фото: Depositphotos