Как грамотно решить конфликт ребенка с учителем (без последствий!)
Учимся договариваться с пользой для всех сторон© Depositphotos
Михаил Митин, директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart (@skysmart_parents) размышляет, как найти общий язык с учителем, чьи взгляды отличаются от ваших.
Задавайте вопросы и собирайте информацию
Услышав разговоры о каких-то школьных несправедливостях, многие родители сразу либо идут в школу ссориться, либо решают, что учитель точно прав, а ребенок должен учиться, слушаться старших и не скандалить.
Но на самом деле, прежде чем вставать на ту или иную сторону, нужно задать ребенку вопросы и попробовать узнать максимально полную информацию о том, что произошло.
«Как ты думаешь, в чем проявляется эта несправедливость?», «Когда в последний раз у вас был конфликт?», «Что было не так, как учитель это объяснил?» Чем больше фактов вы соберете, тем конструктивнее будет разговор с учителем, тем проще составить объективное мнение о том, что случилось.
Попробуйте выявить суть конфликта
Нужно понимать, что ситуации бывают разные. Одно дело, когда предмет просто не нравится ребенку или учитель дает скучные и сложные объяснения, и другое — когда педагог действительно на детей ругается, кричит, оскорбляет, унижает и выгоняет за дверь.
По моему опыту могу сказать, что чаще всего конфликт возникает из-за того, что детям непонятно, что они на этом уроке делают, а учитель много внимания уделяет дисциплине, потому что считает, что детей нужно держать в ежовых рукавицах, но не работает с мотивацией.
Настройтесь на конструктивный разговор
Начинать беседу с эмоций и голословных обвинений, а не с твердых фактов — не лучший способ решить проблему. Сделать разговор с учителем продуктивным поможет предварительная подготовка: можно по пунктам выписать, что беспокоит, собрать информацию.
Тогда разговор как минимум станет полноценным, взрослым и продуктивным.
Если причина конфликта кроется в том, что ребенок не понимает предмет, то можно сразу начать обсуждение с вопроса: «Вася не понимает математику, как вы считаете, что мы можем сделать?» — и таким образом сразу направить беседу в конструктивное русло.
Конечно, есть риск, что учитель отмахнется и скажет, что Вася — неуправляемый лентяй. В этот момент постарайтесь не раздражаться. Скажите, что вы сейчас говорите не столько о личных качествах вашего Васи, сколько о том, как можно повысить его уровень, какие темы стоит проработать, что нужно подтянуть.
Попросите у преподавателя конкретизировать проблемы и сказать, как закрыть пробелы, на развитие каких умений сделать упор.
Воспринимайте эту беседу как обратную связь
Общение с учителем всегда помогает родителям получить более полное представление о своем ребенке, например, сделать выводы о сильных и слабых сторонах школьника.
От кого еще узнать, что у чада проблемы с концентрацией или болезненное отношение к критике? В свою очередь родитель также дает преподавателю обратную связь о его работе: рассказывает, что Вася медленно записывает или не понимает объяснений. Учитель каждый день общается с десятками детей и физически не способен знать особенности каждого из них.
Нет ничего плохого в том, чтобы попросить педагога объяснять чуть помедленнее. Не факт, что у него будет на это время, но так он будет в курсе, что в его классе есть минимум один ученик, который не схватывает на лету новые темы.
Регулярная обратная связь и информирование о прогрессе позволяют школе находиться с родителями учеников в одном контексте, вовремя обсуждать назревающие проблемы с учебой, своевременно и сообща их решать.
Не допускайте дискриминации
Если вы видите, что учитель относится к ученикам предвзято, значит, нужно решать вопрос на уровне директора. Например, некоторые преподаватели считают, что девочкам нечего делать в точных науках или что никто не может знать их предмет на пятерку. Это недопустимо.
Если проблема системная и вы не первый родитель, кто обращает на нее внимание, то стоит вынести ее на обсуждение с директором.
Не дайте конфликту загубить интерес к предмету
Возможно, ваш ребенок никак не может найти язык с конкретным учителем, но это не должно помешать ему изучить его предмет. Если нельзя поменять педагога или договориться с ним, можно найти альтернативные способы освоить программу – изучать предмет самостоятельно, с репетитором или в рамках внеклассных занятий.
Например, если проблемы с учителем математики, есть смысл попробовать курсы робототехники, data science или основ финансовой грамотности. Ребенок увидит практическую пользу предмета, который до сих пор ассоциировался с невыносимой Марьей Ивановной, и изменит свое отношение к этой дисциплине. Да, он будет принимать правила игры школьного учителя, но у него будет место, где можно изучать предмет совсем иначе, наслаждаясь общением с очень классным современным преподавателем, достигать успеха, видеть реальные результаты. А там, возможно, и отношения со школьным учителем улучшатся.
И тогда не будет драмы – «Ты должен учить математику, и только у Марьи Ивановны, и никуда от этого не деться». Все можно изменить. Роль персонализации в наши дни растет, мы видим это практически во всех сферах. Только массовое образование запаздывает. Но это не значит, что нельзя об этом говорить, что нельзя обеспечивать своему ребенку обучение, скроенное точно по его мерке.
Будьте на стороне ребенка
Родители всегда должны принимать сторону своих детей. Это не значит, что в любом конфликте нужно бросаться яростно его защищать или говорить ему, что все дураки, а он прав. Но обязательно нужно давать понять, что вы – его команда, вы хотите ему помочь и поддержать его в любой ситуации.
Ваша общая цель – решить проблему.
И ребенок должен знать, что он никогда не останется один на один со школьными сложностями.
Фото: Depositphotos