Детство 90-х годов: 6 воспоминаний, о которых хочется забыть
Читали нашу статью «Вспоминаем СССР: 5 запретов из советского детства, о которых хочется забыть»? Многие из вас присылали нам свои отзывы и личные воспоминания об ушедшей эпохе.
А сегодня мы предлагаем вспомнить 90-е годы. Истории из собственного детства и из жизни своих знакомых «Летидору» рассказал Александр Балыков, солист вокального проекта ViVa и продюсер.
Делитесь и вы своими воспоминаниями! По вашему желанию история может быть опубликована даже на анонимных условиях.
Для меня 90-е годы были насыщены яркими и неоднозначными событиями, потому что я жил в одном из бандитских районов небольшого сибирского городка.
Мои родители были и остаются очень порядочными людьми: они верны своей профессии и в отличие от многих не пошли в те далекие времена торговать на рынок. Поэтому жили мы не особо богато. При этом им удалось донести до меня основные жизненные ценности и воспитать правильным образом.
Мода на токсикоманию, наркотики и алкоголь
В 90-е я видел вокруг себя многое, и в некоторых вещах я даже принимал участие. В начальной школе мои одноклассники нюхали клей «Момент», торчали по подъездам компаниями с целлофановыми пакетами на головах. Зрелище не для слабонервных.
Если клей достать не могли, использовали дихлофос — с ним было проще, а способ применения такой же.
Огромное количество местных ребят были наркоманами. Проблема распространения наркотиков в маленьких городах стояла и стоит намного острее, чем в крупных. Наркотики не то чтобы проблема школьной жизни, но знакомство с ними зачастую проходило именно в эти годы. Ты либо знал о том, что кто-то из твоих школьных знакомых курит, нюхает, принимает, либо сам участвовал в этом.
Маленький пример из жизни: в Орловской области (тоже небольшой населенный пункт) распространением наркотиков среди молодежи занимался местный священник, который одновременно строил храм. Это был 98-й год. В то время, пока взрослые в основном гнали самогон и пили, дети покупали наркотики. Казалось бы, священник — образ, не совместимый с пороком. Но все дети, начиная со школы, прекрасно знали, где можно раздобыть наркоту. Это абсолютно реальная история.
Раздрай и хаос, присутствовавшие тогда в обществе, не могли не отразиться на детях, которые, как мне кажется, взрослели в 90-е гораздо быстрее, чем сейчас. От всего того ужаса, который творился на моих глазах, меня спас конькобежный спорт, куда меня предусмотрительно отдали родители. Я в буквальном смысле слова заболел бегом на коньках, и все свободное время было полностью подчинено ему.
Я был верен конькобежному спорту, поэтому не тусовался в компашках и вел, как сегодня принято говорить, здоровый образ жизни.
В 90-е во главе угла была массовая культура. Если ты не соответствовал ей, ты полностью выпадал из жизни общества. Основным достижением массовой культуры того периода была жизнь по понятиям, которые диктовали время и среда. Одно из этих понятий массовой культуры:
если ты не идешь драться со своим районом — ты не пацан.
Я ходил драться. Помню все эти массовые драки районом на район, когда обидели какую-то девочку. Одному человеку трудно противостоять компании подростков, которые могут просто подбежать к беззащитной девочке на улице, окружить ее, оскорблять, задирать, даже применять силу. Достаточно вспомнить один из самых популярных фильмов того времени «Авария — дочь мента». Да, это художественное произведение, кино, но не так уж эта история была далека от реальности от того, что действительно творилось в те годы.
Сейчас я понимаю, какими жестокими были эти драки с поножовщиной и телесными повреждениями. Будучи 10-12-летним пацаном, я вдоволь насмотрелся на то, как люди дерутся и наносят увечья друг другу.
Я видел то, что ребенок не должен видеть.
В одной из таких драк мой знакомый в 90-е получил ножевое ранение в бок за найденный на этой свалке неначатый блок сигарет. Дело было так: он жил в небольшом подмосковном поселке, рядом с которым находилась свалка (это в общем-то не редкость для Подмосковья). Свалка была большая и служила местом, где проводили время подростки в поисках того, что можно продать и на чем подзаработать. Сферы влияния, точнее территория свалки, были поделены между местными пацанами — поселков рядом было предостаточно, а поживиться там хотели многие. Если кто-то залезал на чужую территорию, он получал за это.
Бывали случаи, когда одна компания нашла что-то ценное, а другая ее потом за это отметелила.
Так мой знакомый в подростковом возрасте заработал шрам, который с ним остался на всю жизнь, как память о детстве из лихих 90-х.
90-е — это время, когда не было приличной одежды, так как у большинства не было денег на нее. Но одеваться красиво, ярко, стильно хотелось как взрослым, так и детям. Выручали рынки с китайским барахлом, где продавалась некачественная, одноразовая одежда и обувь. Но выбора не было.
Помню, как на день рождения мне подарили копеечные китайские кроссовки: первый раз я надел их 5 марта, а 8-го они уже расклеились по швам, растрескались, и носить их больше было нельзя. Вот в чем мы тогда ходили.
Криминал
Криминал в 90-е был повсюду. Хочешь не хочешь, но мы все от мала до велика были так или иначе вовлечены в него, даже не делая ничего плохого. По улицам нашего городка туда-сюда ходили «обменники» — не пункты обмены валюты, а люди, которые барыжили долларами.
Кто-то что-то воровал, а потом продавал это. Людям же зарплату не платили по полгода.
Читайте также
А сколько предприятий тогда закрылось! Поэтому все искали хоть какую-то возможность выжить и заработать. Люди не всегда отдавали себе отчет в том, что они делают. Женщины выносили сумками хлеб с хлебозаводов, продавали его или кормили им скотину (на хлебозаводе тоже, кстати, задерживали зарплату). Денег на корма не было, а свиней, например, в той же Орловской области держали не только для того, чтобы есть самим, их еще можно было сдать на мясо государству и получить реальные деньги.
Знаю историю из 90-х, как люди украли целый товарный вагон, который стоял в тупике на станции, и хотели его обчистить ночью, чтобы потом продать вещи, пришли, а их кто-то опередил: вагон был пуст, и они остались с носом.
Даже дети старались не отставать от взрослых в воровстве и мошенничестве.
Например, в одной из подмосковных воинских частей пацаны решили подзаработать, собрали у матерей пустые флаконы из-под французских духов и занялись коммерцией. Благо недостатка в материале не было: во времена советского дефицита женщины свято хранили пустые баночки и коробочки от любимых ароматов.
Собрав пустые флаконы, они заполнили их водой, упаковали в коробочки и отправились продавать их на улицу. Расчет был простой: 7 марта, вечер, канун праздника, те, кто не успел приобрести подарок, сейчас в суматохе будет искать хоть что-то.
Духи продавались исключительно молодым людям, которые точно бы не стали лезть и проверять, что там внутри, а просто брали и радостно бежали по своим делам. А еще расчет был на то, что у таких парней девушки, получив на 8 Марта «шнягу», точно не поднимут скандал: им, в отличие от взрослых женщин, будет неудобно предъявлять претензии по поводу подарка, они просто промолчат о качестве подаренных духов.
Надо сказать, расчет был верный: претензий за воду из-под крана во флаконе от французских духов не предъявил тогда никто — вся «коллекция ароматов» была благополучно продана.
Моему отцу постоянно приходилось драться за свою семью с местными хулиганами и бандитами. Он защищал меня.
Читайте также
Сейчас в маленьких городах жить гораздо спокойнее, чем было тогда. Мы не жили, мы выживали каждый день, борясь за свое место под солнцем. Когда ребенок занимается спортом и не принимает участие в «общественной» жизни района, я думаю, это раздражает тех, кто хочет контролировать весь этот процесс. Тем, кто пытался среди всего того безумия сохранить нормальность, привычный образ жизни, было не просто.
Быть не такими, как большинство, — всегда сложно, и за это можно «получить».
Разве в ходу в 90-е были воспитанность, интеллигентность, получение образования, занятия спортом? Поэтому мой отец защищал свою семью, то есть меня — своего сына, от той среды, которая нас тогда окружала со всех сторон, причем делал это не только на словах, но и при помощи кулаков, как настоящий мужчина. Он старался привить мне общечеловеческие ценности и воспитать хорошим человеком.
В 90-е каждый пацан мечтал об игровой приставке, но не каждая семья могла себе такое позволить. Поэтому мы шли в игровой клуб — место, где можно было с удовольствием порубиться в приставку.
Помню, как приходил туда, оплачивал время и, как только хозяин заведения отворачивался или начинал заниматься своими делами, приходил взрослый пацан и вышвыривал меня из-за моего джойстика.
Он не хотел платить сам, когда можно было поиграть на халяву, выгнав более слабого.
До поры до времени я не мог этому противостоять. Потом мы научились с этими бороться — собирались целой компанией и давали серьезный отпор таким халявщикам.
Отсутствие экипировки для спорта
Я занимался спортом, но у родителей не было денег полностью меня экипировать. Они копили, чтобы купить мне коньки для участия в соревнованиях.
На мой первый спортивный велосипед скидывалась вся семья — родители, бабушки, дедушки, тети, дяди. Когда не хватало, занимали. В 90-е у нас не было профессиональной спортивной обуви и одежды, чтобы заниматься спортом, мы тренировались, в чем могли, в том, что у нас было. Какой Adidas или Nike у школьника, занимающегося футболом, бегом или еще каким-то видом спорта? Об этом не могло быть и речи. Но отсутствие профессиональной экипировки не мешало нам занимать призовые места на кубках России и чемпионатах. Спорт приносил удовольствие, веру в себя, свои силы и, конечно же, в свою команду.
Все, что происходило тогда, закалило меня.
Но став взрослым человеком, вспоминая то время, я понимаю, что не хочу, чтобы оно повторилось, — не хочу, чтобы мои дети пережили что-то подобное.
Фото: Shutterstock/VOSTOCK