Делай зарядку, не пей газировку: как заботиться о здоровье ребенка без конфликтов
Ответ на этот вопрос мы нашли в книге «Как не стать врагом своему ребенку». Ее автор — профессиональный педагог, известный писатель и телеведущий, автор нескольких книг по психологии общения Андрей Максимов.
С разрешения издательства «Питер» мы публикуем отрывок, посвященный важной теме: можно ли одновременно сберечь и здоровье ребенка, и хорошие отношения с ним.
Сразу должен сказать: мне трудно говорить обо всем, что касается здоровья детей. Потому что дети рождаются в разной степени здоровыми и, соответственно, требуют различного к себе отношения.
Но, самое главное, что родитель (особенно мама) чувствует здоровье своего ребенка так правильно и точно, как не в состоянии знать ни один сторонний наблюдатель, даже врач.
Поэтому все, что я могу себе позволить, это определить некие общие принципы, а ваше дело — использовать их или нет.
Когда мы размышляем о самостоятельности ребенка, мы тотчас упираемся в проблему его безопасности и здоровья.
Хорошо, смиренно думаем мы, он самостоятельный, у него свой мир, свой опыт, даже — пусть! — своя жизнь. Ладно. Но ведь взрослый отвечает за безопасность ребенка и его здоровье? Отвечает.
Значит, надо требовать… Не знаю… Надевать шапку во время холодов и панаму в жару, есть не фастфуд, а правильную еду, не наедаться чипсами, не упиваться всякими фантами, не заплывать далеко, не… не… не… Этих «не» очень много. И значит, тут не обойтись без строгости, без приказов, даже навязывания чего-то, то есть без всего того, что уж никак не способствует самостоятельности нашего ребенка
Уже, надеюсь, наш любимый Януш Корчак и тут невероятно оптимистичен: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением легких — и уж сам не знаю, какими еще болезнями».
С одной стороны, гений, конечно, прав: мы недооцениваем желание детей быть здоровыми. Нам и впрямь иногда кажется, что дети наши только и мечтают о том, чтобы простудиться и отравиться, и мы должны сделать все, дабы это их ужасное желание не сбылось.
Однако не слишком ли оптимистичен Корчак?
Дети — это такие люди, которые не видят связи между босыми ногами на холодном полу и простудой, между чипсами и испорченным желудком, между холодным соком и больным горлом…
Замечу, что такие «непонимайки» есть и среди взрослых людей, но это так, к слову. Так что же — не говорить им об этом?
Говорить. Объяснять. В некоторых (отдельных) случаях даже запрещать. Но, видя перед собой не дрессированное существо, которому очень просто сказать: «Фу!», и оно подчинится, — а живое существо со своими вкусами и потребностями
Это ведь мы, взрослые, придумали и создали этот удивительный мир, в котором многое из того, что вредно, — очень вкусно, а то, что запретно, — и есть самое манящее и интересное.
Плохо это или хорошо — в данном случае не вопрос. Это просто факт. И вот именно об этом с ребенком надо разговаривать
Надо объяснять ребенку, что он — часть природы и хорошо бы поэтому кушать то, что существует в природе.
В природе нет фанты и пепси-колы, а сок есть. В природе не растут чипсы, а картошка — пожалуйста…
Абсолютно бессмысленно твердить ребенку о том, скажем, что еда в некоем фастфуде — вредна. Надо непременно объяснить ему, чем именно она неполезна, и желательно — объяснить понятно.
Один мой знакомый, дабы отучить ребенка пить некий популярный напиток, показал ему, как с помощью этого напитка можно оттереть грязь от автомобильного карбюратора.
А потом популярно и доходчиво рассказал, что такое химия в продуктах питания. Больше ребенок этот напиток не пил. Боюсь, мне еще не раз придется сетовать на то, что взрослые недооценивают важность серьезных разговоров с детьми. Нам проще и быстрее запретить. Однако стоит ли долго объяснять, что любой запрет для ребенка — это начало игры, в которую он с удовольствием вступит?
Нет ничего такого, что ребенок не попытается попробовать, если ему это запретить.
Подавляющее большинство наших детей (во всяком случае, городских) живут в ужасной экологии, питаются не всегда качественной едой, и их окружает огромное количество пищевых гадостей в красивых упаковках. Как бы мы ни любили своего ребенка, уберечь его от всего этого невозможно. Так зачем же ставить перед собой недостижимую цель? Однако объяснять ребенку, что полезно, а что вредно, — необходимо. Толковать долго, не жалея времени. Это трудный процесс. Но нужный.
Знаменитый психолог и философ Абрахам Маслоу заметил: «Любящее восприятие — между возлюбленными или между родителями и детьми — порождает формы знания, которые недоступны без любви».
При всей моей — извините за невольный каламбур — нелюбви к слову «любовь» не могу не согласиться с любимым мною Маслоу.
Наше доброе отношение к ребенку (если кому больше нравится — наша любовь к нему) проверяется и закаляется именно в таких ситуациях, когда они помогают ребенку понять истины, которые невозможно «засунуть» в него силой.
Дети — это такие люди, которым слово «нравится» симпатичнее, нежели столь любимое нами, взрослыми, «должен».
Призыв: «Ты должен делать по утрам зарядку!» порождает бессмысленную каторгу, даже если вы произнесете миллион слов о пользе зарядки.
Когда ребенок делает зарядку вместе с папой — это удовольствие, которое вполне можно полюбить. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок делал зарядку и закалялся — закаляйтесь и делайте зарядку вместе с ним. Превратите это в совместную игру.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ел полезную еду, — делайте ее вкусной. Ешьте ее вместе с ним.
«Ты должен есть витамины» — призыв, который выглядит подозрительно, потому что ни о чем не говорит маленькому человеку. Но ведь можно приучить его есть вкусный салат.
Вопросы здоровья — это, может быть, единственные вопросы детства, где взрослый должен иногда применять свою власть. Ключевое слово здесь «иногда». Бывает, скажем, что ребенка надо заставлять есть горькие лекарства. Или вести его к зубному врачу, к которому идти совсем не хочется. Не приведи Бог, случаются и более серьезные проблемы, решение которых без применения власти взрослых невозможно. Все так. Но даже здесь необходимо помнить:
Перед вами — живой человек. Со своими желаниями и собственными взглядами. Приоритет все-таки должен отдаваться разговору и объяснениям, а не безальтернативному приказу.
Тогда вы будете не мешать, а помогать маленькому человеку проживать его жизнь.
Фото: Depositphotos