Психология3 мин.

Что должен сделать учитель, если ученика дразнят в классе

Об этом должны знать педагоги и родители

© Depositphotos

От ситуации буллинга никто не застрахован. Каждый из нас индивидуален и теоретически мог бы оказаться в коллективе, в котором был бы не таким, как все. Разумеется, сам факт непохожести не всегда приводит к травле, но в совокупности с другими факторами – неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неумением расставлять личные границы и противостоять манипуляциям – может стать тем пусковым механизмом, который запустит буллинг.

Что в такой ситуации может сделать классный руководитель? Об этом «Летидору» рассказала психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы Наталья Паршина.

Наталья Паршина, психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы

Итак, в случае буллинга классному руководителю следует…

…незамедлительно вмешаться

Классный руководитель должен постараться показать своим ученикам ситуацию с трех сторон: жертвы, обидчика и наблюдателей. Это нужно для того, чтобы дети начали сами размышлять о сути происходящего.

Важно переключить внимание учеников, находящихся в роли свидетелей, с действий обидчика на чувства и состояние жертвы.

Обычно это усиливает ее позицию, и те, кто просто наблюдал, боясь или не желая вмешиваться, могут перейти на сторону пострадавшего. А ученики, которые поддерживали агрессора, постепенно тоже могут сменить роли и войти в группу «нейтральных». Школьникам (всем трем сторонам) нужно объяснить, что шутки не должны быть обидными и похожими на оскорбления. Важно, чтобы все вышли из сложившейся ситуации с достоинством.

…сообщить информацию родителям пострадавшего ребенка

Согласно исследованиям, почти половина родителей не знает о том, что их дети вовлечены в ситуацию травли. Либо догадываются, но чувствуют себя неспособными повлиять на события и испытывают чувство вины перед сыном или дочерью.

© Depositphotos

Классный руководитель может рассказать родителям жертвы о ресурсах, на которых они получат информацию о том, как семья может помочь ребенку. Например, на сайте «Школа.Москва» собрано много полезной информации о буллинге для школьников, родителей и учителей.

Не только учителя, но и родители могут ознакомиться с советами от психологов и других экспертов о том, как и когда правильно вмешаться, как защитить ребенка и вернуть здоровую атмосферу в классе.

Отдельный блок посвящен юридическим аспектам проблемы и действиям в правовом поле.

Помимо этого, на сайте собраны реальные истории людей и известных личностей, которые также подверглись буллингу, но смогли справиться с ситуацией. А еще учитель может пройти специальный тест, который поможет распознать травлю в классе.

…сообщить информацию администрации школы

Может выясниться, что это не единственный класс, где появилась ситуация травли. И, возможно, другие учителя тоже пытаются найти выход.

Педагог может обратиться к руководству школы с предложением создать инициативную группу, которая сообща со школьным психологом и родителями создаст программу общешкольных мероприятий по противодействию травле. Комплексные меры помогут создать целую философию «Школы без буллинга». Конечно, это долгий процесс, но дело того стоит.

Например, в числе мер можно предложить дежурство учителей в местах, где происходили или могут произойти случаи травли.

Кроме того, сотрудники школы могут пройти обучение, которое поможет распознавать эпизоды травли и правильно на них реагировать. Полезная информация находится на сайте Городского психолого-педагогического центра.

© Depositphotos

… обратиться за помощью к школьному психологу

Психолог может провести в классе анкетирование, чтобы определить, что именно происходит в детском коллективе и кто из учеников какую роль занимает в этой сложной ситуации.

Также специалист может провести индивидуальные встречи и с жертвой, и с агрессором, и со свидетелями (во многих случаях они тоже получают психологическую травму). А также организовать групповые занятия на сплочение класса, развитие эмпатии, навыков бесконфликтного поведения и противодействия манипуляциям.

…спланировать внеурочную работы по противодействию буллингу

Важно вести просветительскую работу среди своих учеников. Рассказать им о ресурсах анонимной психологической помощи, их можно найти на сайте Городского психолого-педагогического центра.

На этом же портале размещено руководство для подростков «Как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других». Хорошо, если педагоги будут регулярно проводить классные часы с просмотром и обсуждением тематических кинофильмов, рассказывать о правилах безопасности в интернете, чтобы предотвращать случаи кибербуллинга.

Педагог должен объяснить школьникам, что сообщать взрослым об известных случаях травли необходимо.

И что это не имеет ничего общего с ябедничеством, поскольку преследует цель помочь человеку выйти из сложной ситуации. Чем раньше произойдет вмешательство, тем меньше вреда будет нанесено жертве.

Фото: Depositphotos