Что делать, если ваш ребенок участвует в травле сверстника
Почему дети начинают травить окружающих и как в этой ситуации вести себя взрослым? Александра Бочавер, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ совместно с профессиональным сообществом ММСО (Московский международный салон образования — 2018) отвечает «Летидору» на эти и другие важные вопросы.
Проблема буллинга в детском коллективе была актуальна во все времена, просто до конца XX века она всерьез не обсуждалась. Про травлю «прежних времен» мы знаем из художественной литературы, но в реальной жизни это явление еще недавно считалось чем-то очень редким.
Примерно с 90-х годов ХХ века вопрос детской травли начали поднимать на Западе, в Скандинавии, а в последние два года тема стала очень популярной и в российских СМИ.
Мы с коллегами начали исследовать детский буллинг с 2010 года и с тех пор открываем все новые его аспекты. Недавно мы опросили 300 детей в пяти московских школах.
Оказалось, 72 % школьников сталкивались с травлей в Сети (кибербуллингом), из них примерно половина неоднократно.
Эти данные мы представили профессиональному сообществу салона образования.
Почему ребенок травит других детей
Травля — это всегда превращение горизонтальных (равных) отношений в вертикальные (иерархические), когда кто-то наделен большей властью, а кто-то — меньшей. Это отличается от конфликта тем, что в конфликте может победить один, может другой, может родиться компромисс.
Когда речь идет о буллинге, более сильный всегда побеждает, а слабый всегда в проигрыше, пока не вмешается кто-то со стороны.
На ММСО мы обсудили несколько причин, по которым ребенок может начать травить других:
● Ребенок копирует поведение окружающих
В российском обществе очень распространены вертикальные отношения. В семье нечасто принята демократичность, у родителей всегда больше власти, чем у ребенка, это нормально, но часто именно неравенство власти является аргументом, например, при принятии решений.
В отношениях между родителями бывают сильны патриархальные традиции. В некоторых случаях властные отношения могут вести к насилию, и
дети, ставшие жертвой насилия в семье, очень часто демонстрируют агрессивное или аутоагрессивное поведение.
Во-вторых, школа абсолютно иерархический институт. Учитель командует: «Взяли ручки, отступили две клеточки», — и ему совершенно все равно, экстраверт ребенок или интроверт, веселый или грустный, здоров или чихает.
В общем, ребенок привыкает, что взрослые о нем не особо заботятся и их просто надо слушаться. Если других форм общения вокруг ребенка не присутствует, через какое-то время он сам начнет выстраивать отношения через власть и неравенство, не заботясь о том, что происходит с его собеседниками.
● У ребенка нет адекватных инструментов, чтобы утвердиться в коллективе
Травля становится работающим инструментом, когда в классе есть неопределенность и тревога во взаимоотношениях. При этом дети не умеют друг другу помогать, не видят, кто в чем хорош, их взгляд на это «не заточен».
Если учителя прикладывают усилия, школьники видят сильные стороны друг друга: кто-то отлично рисует, кто-то мастерски играет в футбол, кто-то придумывает классные истории. Так детям становится интереснее общаться.
Но если над этим специально не работать, они могут сфокусироваться на разборках по поводу своего статуса.
● Ребенок испытывает стресс
Например, приходит другой классный руководитель или сам ребенок переходит в параллельный класс. Известно, что
пятый и девятый классы — тревожный момент с точки зрения травли: меняется состав детей, состав педагогов, учебный профиль.
Одни ребята переходят в класс, о котором мечтали, а другие остаются в более слабом. Все это поводы для буллинга.
● Учитель сам инициирует травлю
Если педагог постоянно выставляет в негативном свете одного или нескольких человек в классе, он таким образом объединяет против них оставшееся большинство детей. По факту это не работает ни на учебную мотивацию, ни на отношения. Дети испытывают слишком сильную тревогу, когда в классе кого-то травят, даже если сами они не находятся в роли жертвы.
Что можно, а чего нельзя делать родителям ребенка-буллера
Не срывайтесь на того, кто вам это рассказал
Когда классный руководитель сообщает неприятную новость, одни родители злятся: «Да вы с ума сошли, мой ребенок никогда так не сделает, вообще-то он воспитанный и добрый!»
Другие обвиняют жертву: «Да, мы знаем, что в классе есть ребенок, который никому не нравится: он ведь плохо учится / невоспитан / нездоров / не знает русского языка /… и поэтому всем мешает».
Получается, учителю отвечают либо агрессией и недоверием, либо оправдывают и рационализируют действия своего ребенка.
Обе реакции неэффективны.
Лучше остановиться на нейтральном «Спасибо, что рассказали» и начать действовать.
Узнайте подробнее о том, что происходит в классе
Вне зависимости от того, насколько сказанное учителем соответствует действительности, важно понимать, что происходит в классе у ребенка.
Выясните подробности о случившемся, спокойно поговорите с теми детьми, кто это видел, расспросите других родителей.
Речь может идти про систематические обзывания, унижения, оскорбительные картинки в интернете, физическое насилие и так далее. Если в классе сложилась небезопасная обстановка, важно узнать, что происходит, давно ли, насколько это частые ситуации или речь идет об отдельном эпизоде, кто из детей в какой роли участвует в сложившейся ситуации.
Не наказывайте ребенка, а спокойно обсудите случившееся
Травля не гасится травлей. Дополнительные обвинения, унижения и наказания не помогают. Они лишь научат ребенка тщательнее скрывать свое поведение, но не избавят его от агрессии, злости, гнева и других негативных эмоций.
Дайте ребенку понять, что вы в курсе ситуации, говорите спокойно и взвешенно. Отделяйте в своей голове ребенка от его поведения и не называйте его самого «плохим».
Попробуйте разузнать, что он думает про сложившуюся ситуацию, и четко объясните, что вести себя так недопустимо.
В зависимости от возраста ребенка этот разговор может быть построен по-разному, но в любом случае важно показать и обосновать вашу позицию о том, что те формы поведения, о которых идет речь, приносят только вред всем участникам.
Травля вредит всему классу целиком, потому что трудно и тревожно учиться, когда в классе небезопасно, и в любой момент кто-то может столкнуться с оскорблениями, порчей и отбиранием вещей, обидными картинками, унижением, битьем и так далее.
Ребята в таком классе ощущают себя хуже, учатся хуже, меньше хотят ходить в школу, им сложнее хорошо сдавать экзамены и трудно дружить между собой.
Она вредит детям, которые это видят, в том числе, друзьям обидчика, потому что они чувствуют свою беспомощность, стыд, не знают, как прекратить происходящее, боятся оказаться на месте обиженного, злятся и привыкают к своей бессловесной роли.
Травля вредит и тому, кто стал ее зачинщиком, она делает его образ среди одноклассников непредсказуемым и небезопасным. Кто-то может ему подражать, но остальные его побаиваются и избегают, его репутация страдает, и новые знакомые могут не хотеть завязывать с ним отношения, будучи наслышаны о его поступках.
Репутация влияет и на отношения с учителями, и на его оценки, и так далее. В целом агрессивно ведущий себя ребенок может в краткой перспективе приобрести высокий статус среди сверстников, но в длительной перспективе он теряет их доверие и уважение, приобретает риск оказаться жертвой, в случае если найдется кто-то сильнее.
Поэтому все заинтересованы в том, чтобы отношения в классе были безопасными и уважительными.
Подумайте, как можно улучшить ситуацию в семье
Полезно, если родитель воспримет то, что его ребенок кого-то травит, как признак неблагополучной ситуации. Как сигнал, что с ребенком что-то не так: он несчастлив, ему плохо, у него много злости, страха и неуверенности в себе. Нужно разобраться в том, что подвигло ребенка на такой поступок, и постараться изменить ситуацию.
Может быть, ребенок чувствует себя забытым и неважным в семье, поэтому ему важно почувствовать себя значимым, утвердиться за счет других в классе. Если это так, нужно придать ребенку большего веса: показывать его ценность, включать его в семейные обсуждения, придумывать общий досуг с родителями, чаще советоваться с ним в мелочах.
Может быть, зачинщик травли чего-то очень боится, и ему требуется пугать других, чтобы удерживать себя «на плаву» и чувствовать свою силу.
Важно понимать, что происходит, и сделать его жизнь более безопасной.
Может быть, он испытывает сильное давление, стресс, агрессию, и буллинг стал его способом справиться с высокими требованиями, ожиданиями, агрессией по отношению к нему. В этом случае важно обеспечить ему больше поддержки в его собственных действиях и интересах, не связанных с агрессивным поведением. А также помочь почувствовать свою важность для родителей вне зависимости от конкретных успехов.
Отдайте ребенка в кружок или секцию
Всем детям нужно место, где они чувствуют себя успешным. Если ребенку неинтересно в академической среде, он хулиганит и получает плохие оценки, подберите ему какую-нибудь секцию или студию. Это может быть спорт, искусство, робототехника.
В окружении единомышленников он реализует себя и почувствует, что он молодец, что с ним все в порядке. Что его ценят не за то, что он самый сильный и самый злобный, а за то, что с ним хорошо работать в команде, он надежный, смешно шутит, ловко бросает мяч, красиво рисует, и так далее.
Обсудите с другими родителями план действий
Важно понимать: если в школьном коллективе один ученик травит другого, это системная проблема. За это ответственны не только вы и ваш ребенок, но и другие дети, родители, учителя — в общем, все участники образовательного процесса.
Поэтому помимо ваших действий внутри семьи совсем не стыдно обратиться к родительскому сообществу:
давайте, мол, вместе будем решать, как можно изменить ситуацию.
Именно такой подход может сплотить родителей. Здесь важно удержаться от обвинений и сплачиваться во имя общей цели — благоприятного климата в классе, где учатся ваши дети, ведь в этом заинтересованы все дети и все родители.
Попросите учителей помочь — например, пригласить специалистов провести тренинг
Родителям и учителям бесполезно и вредно обвинять друг друга в том, что происходит. Когда учителя ворчат на родителей («Не сумели воспитать ребенка!»), а родители винят учителей за неблагоприятную обстановку в классе, это оказывает психологическое влияние и на детей.
Совсем другое дело, если все взрослые сплотятся и скажут: «Мы вас очень любим, вы дети хорошие, но так нельзя — мы поможем вам вести себя иначе».
Важно, чтобы учителя (хотя бы часть из них) также поддержали пресечение эпизодов травли, сообщая детям, какое поведение недопустимо и как можно вести себя иначе.
Когда вы говорите о травле вслух, это уже заставляет детей задуматься о своем поведении.
Чрезвычайно важна поддержка школьной администрации: именно она формирует основной микроклимат в школе. То, как строятся отношения между директором, завучами и учителями, во многом отражается в отношениях между детьми.
Для большей эффективности можно привлечь специалистов — школьных психологов и внешних экспертов, специализирующихся на программах по прекращению и предотвращению травли.
Важнее всего альтернатива!
Детям важно видеть другие образцы поведения — основанные на уважении, дружелюбии, взаимопомощи.
Фото: Shutterstock.com