5 детских психологических потребностей, которые опасно игнорировать
О том, как детские травмы влияют на наше сознание и дальнейшее развитие, «Летидору» рассказала Ирина Юрьевна Машкова, преподаватель кафедры психологии университета «Синергия», кандидат медицинских наук, врач, психолог.
В современной психотерапии есть целое направление – схема-терапия.
Схемы – это модели, которые определяют наше отношение к миру и к себе. Они основаны на детском опыте.
Когда ребенок в раннем детстве получает опыт принятия и поддержки, у него формируются здоровые схемы. Они определяют здоровые реакции, позитивные чувства, полезные действия. И напротив, дезадаптивные (нездоровые, патологические, болезненные) схемы вызывают негативные чувства, проблемы поведения и даже психические расстройства.
Например, если у человека преобладает схема «негативного отношения к окружающим», то во всех словах и действиях других людей он будет усматривать злой умысел, обесценивать их личные качества и достижения. Такой человек будет проявлять в общении излишнюю критичность, язвительность и недоверие.
Все вышеперечисленное формируется еще в детстве в процессе взаимодействия с миром и людьми.
Однако эта картина может измениться с возрастом под действием сильных впечатлений, значимых встреч или травмирующего опыта.
Рассмотрим подробнее, какие потребности чаще всего не удовлетворяются в детстве, к формированию каких схем это приводит и как работают эти схемы.
Потребность в принятии, любви, поддержке, безопасности
С момента рождения человек нуждается в принятии, любви, поддержке, безопасности.
Когда эта потребность в надежной привязанности не удовлетворена, ребенок не способен в полной мере открываться и продуктивно контактировать с миром.
Формируются так называемые схемы «покинутости», «недоверия», «стыда».
Особенно ярко работа этих схем проявляется у людей, которые в детстве были оставлены своими матерями (или когда мамы не давали малышу достаточно тепла и заботы).
Даже став взрослыми, люди с таким опытом остаются уязвимыми в вопросах близости и доверия. Им очень важно и при этом очень трудно построить надежные отношения. Неудовлетворенная детская потребность в привязанности направляется на партнера. Он сразу становится «самым близким, понимающим человеком». Но при малейших с ним разногласиях возникает не просто конфликт, а катастрофической силы переживания, ощущение «брошенности и покинутости» – это тот самый ужас маленького ребенка, оставленного матерью.
Детская травма воспроизводится в отношениях взрослых людей.
Поэтому эти люди часто имеют повторные травмы в близких отношениях, а это только закрепляет первичную дезадаптивную (нездоровую) схему. И с каждым таким опытом доверять становится все труднее.
Потребность в самостоятельности
Как только ребенок начинает делать первые шаги, у него зарождается потребность в самостоятельности, а также желание действовать независимо от других и достигать своих личных целей.
Если мама слишком ограничивает активность ребенка, чрезмерно его контролирует, тревожится и опасается за возможные последствия активности малыша, то у него не удовлетворяется потребность в автономии.
В результате развиваются схемы «зависимости», «неуспешности», «беспомощности».
Воспринимая мир через эти схемы, человек не верит в себя, в свои силы, не доверяет своим целям, постоянно сомневается, ищет авторитетную фигуру или мнение, боится совершить ошибку.
Потребность в границах и наставничестве
Если в семье царит вседозволенность, нет рамок, режима, правил, разумного планирования и руководства действиями ребенка, то не удовлетворяется его потребность в четких границах и наставничестве.
Развиваются схемы «грандиозности», «привилегированности», «недостаточности самоконтроля».
Эти схемы заставляют человека считать себя исключительным, обладающим особыми правами. Такие люди стремятся к превосходству над другими, однако на деле все происходит наоборот. Отсутствие навыков самоконтроля ведет к импульсивности, нарушению общественных норм и правил. Из таких детей часто вырастают скандалисты и правонарушители.
Потребность в выражении чувств
Некоторые родители полностью запрещают своим детям проявлять эмоции: «Плакать нельзя», «Перестань злиться», «Не кричи! Это же такая мелочь» и так далее.
Подавление потребности в выражении чувств формирует схемы «покорности» и «самопожертвования».
Человек с такими схемами восприятия пренебрегает собой, своими чувствами, «обслуживая» эмоциональные интересы других людей.
Потребность в игре
Мы все понимаем, как важна игра для ребенка. У взрослого эта потребность удовлетворяется в творческой деятельности, спорте, любимых занятиях. Однако есть родители, которые занимаются постоянным развитием ребенка в ущерб свободной игре.
Подавление потребности в игре создает схемы «подавления эмоций» и «жестких стандартов» во взрослой жизни.
Можно ли избавиться от вредных схем из детства
Вспомним, что исцелило Кая? Он заплакал и «плакал так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами». Растаял ледяной осколок, чувства и ясность восприятия вернулись к мальчику, а с ними вернулась и радость жизни.
А может ли исцелиться человек с травмирующим опытом из раннего детства?
Да, психотерапия помогает понять и «растопить» больные схемы. Вот как это происходит.
Во-первых, во время диагностики специалист определяет содержание и выраженность проблемных схем из детства.
Во-вторых, проводится исследование так называемой «работы схемы»: в каких ситуациях она запускается и как это отражается на поведении. Например, собственная ошибка у человека со схемой «зависимости» и «неуспешности» вызывает досаду и злость. В некоторых случаях всего лишь из-за одного промаха он может отказаться от чего-то важного для него.
В-третьих, человеку придется научиться новым способам поведения – в схема-терапии они называются «здоровые режимы».
В-четвертых, не обойтись без обретения новых навыков: понимать и удовлетворять свои потребности, становиться иногда «родителем самому себе», чтобы поддерживать, утешать, заботиться.
В-пятых, нужно признать собственную уязвимость. К сожалению, не всегда можно полностью залечить все свои детские раны и побороть болезненные схемы.
Поэтому нужно знать о своих слабых местах, бережно к ним относиться, а также учиться справляться с трудными ситуациями.
После этих пяти ступенек человек начинает по-новому видеть мир – объективнее и оптимистичнее. Это важное условие, чтобы жизнь стала полноценной.
Фото: Freepik.com, Depositphotos, Pexels-photo