Что делать, если вы купили некачественные продукты в онлайн-магазине
Торговля товарами и услугами через интернет приобрела внушительные масштабы — для большинства современных людей это очень удобно. Особенно актуальны онлайн-магазины для мам в декрете, которые не имеют возможности ходить за покупками в обычные магазины, пока на руках грудничок.
Но, как и в случае приобретения товаров в обычном магазине, далеко не всегда покупатель остается удовлетворен качеством продукции. О том, что в таких случаях делать, рассказывает Варсеник Айрапетян, адвокат, блогер.
Вернуть товар, приобретенный в онлайн-магазине, гораздо сложнее, чем произвести ту же самую процедуру офлайн. Ведь если в обычный магазин покупатель может прийти и потребовать возврат товара, и продавец, во избежание проблем с Роспотребнадзором, будет вынужден произвести обмен, то далеко не все интернет-магазины вообще рассмотрят подобное требование покупателя, особенно если речь идет о зарубежных продавцах.
Еще сложнее вернуть в интернет-магазин приобретенные в нем продовольственные товары.
Начнем с того, что, согласно ФЗ № 2300-1, возврат продовольственных товаров (продуктов питания) продавцу возможен лишь в том случае, если они не пригодны к употреблению по назначению.
То есть, купив продукты, можно вернуть их в магазин только в том случае, если они испорчены или просрочены.
Продукты нормального качества вернуть в магазин нельзя, это не обувь или одежда, и если вы приобрели, скажем, мясо птицы, а потом передумали и решили купить рыбу, то у вас такой обмен не выйдет.
К основаниям для возврата продуктов питания продавцу относятся:
• наличие неприятного запаха у продовольственного товара,
• следы вскрытия на упаковке,
• присутствие в продукте питания насекомых, червей, личинок и прочих живых существ,
• странный для данного продукта цвет.
Кроме того, продукт можно вернуть, если его описание на упаковке или название не соответствует содержимому.
Если присутствует хотя бы один из перечисленных признаков, у покупателя появляются юридически обоснованные причины для возврата товара.
Закон РФ «О защите прав потребителей» не делает различий между покупателями обычного магазина и интернет-магазина, поэтому все онлайн-магазины, действующие в российской юрисдикции, также в обязательном порядке должны выполнять требования российского законодательства, в том числе и в части возврата покупателями некачественных продуктов питания.
В то же время, согласно ФЗ «О защите прав потребителей» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом», покупатель имеет право вернуть в интернет-магазин любой непродовольственный товар в течение 7 дней с момента покупки.
На возврат продовольственных товаров распространяются те же правила, что и в случае с обычными магазинами.
Соответственно, если вы через онлайн-магазин приобрели продукты питания, оказавшиеся некачественными, вы должны выйти на связь с продавцом и потребовать либо обмен на такие же товары, но нормального качества, либо возврат уплаченных вами денег.
Интернет-магазин обязан принять продукты обратно, если они не были в употреблении (то есть если вы употребили в пищу половину палки колбасы, а вторая половина у вас испортилась и вы пытаетесь вернуть ее в интернет-магазин, никто у вас такой товар не примет). Также магазин не несет ответственность за порчу продуктов питания, произошедшую вследствие нарушения потребителем правил хранения, транспортировки, приготовления данных продуктов.
Также вы должны доказать сам факт приобретения товара в данном интернет-магазине, то есть предъявить:
• кассовый чек,
• ТТН (товарно-транспортную накладную),
• акт приема-передачи,
• бланк оформления заказа,
• в крайнем случае — выписку с банковского счета о переводе денежных средств продавцу.
В случае отказа продавца обменять товар на качественный или вернуть деньги необходимо обратиться в органы Роспотребнадзора.
Также имеет смысл обратиться в СЭС (Санитарно-эпидемиологическая служба), поскольку речь идет о торговле продуктами питания ненадлежащего качества, что может угрожать здоровью и жизни покупателей.
Также в магазин следует направить составленную квалифицированным юристом досудебную претензию. Обычно уже в этом случае, не желая судебного разбирательства, при котором суды почти всегда встают на сторону потребителя, магазин предпочитает или поменять товар, или вернуть деньги.
Если магазин упорствует и возвращать деньги не желает, придется обращаться с исковым заявлением в суд, прилагая все доказательства покупки некачественного товара — свидетельство экспертизы, банковские выписки, чеки, квитанции, акт приема-передачи, показания свидетелей. Как правило, российские суды принимают сторону потребителя, особенно если последний прилагает к исковому заявлению пакет необходимых доказательств.
Однако стоит учитывать, что перечисленная схема работает в случае конфликтной ситуации с онлайн-магазином, зарегистрированным и соблюдающим правила торговли, законодательство о защите прав потребителей.
Если магазин не выходит на связь, можно заявлять в полицию с просьбой проведения проверки по возможному факту мошеннических действий.
Стоит также отметить, что наибольшую опасность представляет приобретение продуктов питания через интернет у физических лиц, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей и торгующих товарами непонятного происхождения и качества.
Помимо опасности отравления или заболевания какой-либо болезнью, существует очень большая вероятность того, что в случае продажи некачественного товара деньги вам возвращены не будут, направить досудебную претензию или исковое заявление в суд вы также не сможете, поскольку многие продавцы не указывают свои фамилии, паспортные данные и вы просто не сможете установить их личность.
Единственный выход в данной ситуации — обращение с заявлением в полицию.
Фото: VOSTOCK