Отдых

«Я не чувствую себя среди конкурентов, я чувствую себя среди коллег»: интервью с основательницей издательства «Ай»

Специально для «Летидора» автор блога про книги и мама пятерых детей Анна Федулова пообщалась с Екатериной Зекавицей, основательницей и главным редактором издательства «Ай».

Сегодня в издательском бизнесе работают сотни компаний. Среди них есть как совсем маленькие, выпускающие не более десяти книг в год, так и огромные корпорации с объемом более тысячи экземпляров в месяц. Большинство из них существуют бок о бок вот уже второе, а то и третье десятилетие. Причем, вполне благополучно.

Какими данными надо обладать и на что обратить внимание, если хочешь открыть свое издательство? Что вдохновляет и где брать силы и идеи? Обо всем этом и многом другом книжный обозреватель (@bookafisha) Анна Федулова поговорила с Екатериной Зекавицей, основательницей и главным редактором издательства «Ай».

Екатерина, у вас необычная фамилия. Это ваша родная или фамилия по мужу?

Фамилия сербская, от бывшего мужа. После развода не стала менять, чтобы не отличалась от фамилий детей, да и красивая, запоминающаяся, моя!

В каком году появилось издательство «Ай» и что именно повлияло на решение посвятить себя работе с детской литературой?

Издательство появилось в 2011 году. Моей дочери тогда было 3 года. И когда я искала для нее книги, я поняла, что, во-первых, не хватает хороших красивых книг для детей от года и, во-вторых, у меня есть несколько идей, которые очень хочется реализовать.

А почему, кстати, «Ай»?

Ай — это «eye», «глаз» по-английски.

Идея была такая, что ребенку для полноценного развития нужно дать доступ к информации, к внешнему миру. Не ограничивать его детской комнатой, а показать ему мир, а он уже сам решит, что ему подходит. То есть чтобы человек мог сделать правильный выбор, он должен увидеть все варианты.

А еще потому, что все книги издательства сделаны с очень качественными иллюстрациями. Эстетический вкус воспитывается не только походами в музей, его создает все окружение: архитектура города, в котором живешь, книги, которые читаешь, одежда, музыка, мебель, посуда и т.д. В этом списке книги, несомненно, очень весомый компонент, и они должны быть прекрасны и по содержанию, и по художественному исполнению.

Кроме того, звук «Ай» тянет за собой и другие смыслы: игривость, детскость, неожиданность, все это мы тоже включаем в наш стиль.

Ну, и напоследок — еще потому, что в книжных каталогах мы находимся всегда в самом начале.

© Архив Екатерины Зекавицы

У меня тоже был небольшой опыт в собственном издательском бизнесе, но сил и времени хватило ненадолго. Как вы справляетесь?

Конечно, времени и сил на издательство уходит очень много. Но оно того стоит. Когда видишь хороший результат, видишь, что книги нравятся и взрослым, и детям, что дети действительно извлекают из них пользу и получают удовольствие, — это очень мотивирует к дальнейшей работе.

Я стараюсь как можно чаще общаться с читателями на выставках, лекциях и мастер-классах.

Часто сами дети, нестандартно интерпретируя сюжет или задание из книги, предлагают свежие идеи, вдохновляют.

Также полезно послушать родителей, критику и позитивные отзывы.

Сколько человек работают в вашем издательстве?

Постоянно в издательстве работаю только я. Художников, редакторов, продавцов приглашаю на конкретные проекты. Это позволяет сократить расходы. Например, мне не нужно снимать офис. Правда, возможно, именно благодаря этому издательство развивается медленнее, чем мне бы хотелось.

Мне трудно делегировать полномочия, нравится все делать самой.

© Архив Екатерины Зекавицы

А сколько лет вашим детям? Как удается совместить две должности? Ведь мы все давно уже поняли, что быть мамой — это тоже профессия.

Старшей дочери 10 лет, младшему сыну 4,5 года. У меня свободный график, поэтому я могу, например, в середине дня отвезти ребенка на занятия. Это очень удобно. А потом вечером могу поработать.

Наверное, если бы у меня не было детей, я бы успевала по работе гораздо больше. Но если бы у меня не было детей, то разработку и издание детских книг я бы вообще не смогла качественно делать.

Дети постоянно вдохновляют, подкидывают свежие идеи, тестируют мои разработки.

У моих детей истории Исоль про Мениньо и Петита — это одни из самых любимых и часто перечитываемых книг. До сих пор не могу точно понять, чем именно они притягивают детей. Может, у вас есть ответ?

Исоль — это магия. Она говорила, что когда пишет книгу, сама не знает для кого — для детей или для взрослых. Все дело в том, что ей удается рассказать о каких-то очень тонких, при этом очень важных вещах в человеческих отношениях. Дети очень чувствительны ко лжи, а у Исоль в книгах транслируется абсолютная истина, ее искренность, точность в изложении и выразительные иллюстрации сообщают нам такое сочетание нежности, доброты и понимания сложной человеческой природы, что перед этим никто не может устоять.

Дети ее любят за способность искренне и честно рассказать о сложнейших вопросах, на которые взрослые сами иногда не знают ответа.

Да, несмотря на всю очевидность и банальность, для многих из нас младенцы, да и не только они, — это настоящие инопланетяне. Согласны ли вы, что вышеупомянутые книги созданы в первую очередь для мам и пап, а потом уже и для самих детей?

Да, согласна. Люди друг для друга иногда совершенно не понятны. Эти книги, конечно же, и для родителей, и для детей. Взрослый, прочитав их, наконец поймет, ясно прочувствует то, что его самого мучило, на что он не мог найти четкий ответ, особенно в категориях хорошо/плохо.

Плохая ли я мать, если мой ребенок плачет и дерется? Должна ли я утешать ребенка или быть строгой? Как правильно?

И все-таки раскройте секрет. Как столь маленькому издательству удается выжить среди издательских гигантов? Видится мне, что это и впрямь не просто.

Секрета никакого нет. Конечно, маленькое издательство прибыли практически не приносит. Колеблемся около нуля. Пока моя задача — заработать на продаже книг столько, чтобы можно было делать новые книги, и я с ней справляюсь. Да, хочется зарабатывать побольше, чтобы можно было издавать не 2 книги в год, а 10, и я над этим активно работаю.

Вы активно участвуете в книжной жизни. Мне кажется, что не было еще ни одной крупной выставки-ярмарки, где бы вы не присутствовали. Помогает ли участие в подобных мероприятиях развить издательский бизнес?

Да, участие в выставках очень важно. Тут можно увидеть своего читателя, задать вопросы, пообщаться с коллегами, всячески взбодриться, вдохновиться и поддержать тонус. На последней Non/Fiction две молодые мамы, купившие наши обучающие интерактивные книги, сказали:

«Прекрасные книги, достойная альтернатива Эрику Карлу».

Это лучший комплимент в моей жизни.

Получается, что есть издательства, которые созданы именно как бизнес-проекты, а есть и те, для которых издание книг — это часть жизни?

Мне кажется, издательства как бизнес-проект — это всем известные издательские группы, а все остальные, даже столь крупный «Росмэн» — это все-таки часть жизни, это страсть. Это то, без чего уже не представить свою жизнь. Вот посмотрите на наших лидеров: МИФ, «КомпасГид», «Карьера-пресс», «Розовый жираф», «Белая ворона», «Поляндрия», «Самокат» — у всех есть свое лицо, свой ассортимент, свой стиль. Они даже между собой особо не конкурируют, потому что каждый предлагает читателям что-то свое, и все мы просто дополняем друг друга. Это замечательно.

Я не чувствую себя среди конкурентов, я чувствую себя среди коллег, которые занимаются прекрасным, важным и полезным делом.

Сейчас многие пытаются создавать свои маленькие узконаправленные издательства. Что бы вы могли пожелать и посоветовать тем, кто делает в этом непростом деле свои первые шаги?

Здесь самое важное — понимать, что вы хотите сказать и дать людям, которые будут читать ваши книги. И не изменять своему стилю. Издавать только то, во что вы влюбились, а не то, что обещает быть продаваемым. И помнить о том, что главная задача книг – вдохновлять, нести свет, радовать и помогать.