3 революционные методики обучения, которые вернут детям интерес к школе
Мир меняется, но образование с главенствующей ролью учителя пока остается прежним. Учитель в классе — это и носитель знаний, и страж порядка. Учитель вещает — дети слушают. И если раньше такой подход был оправдан: ведь обладали знаниями только немногие, получившие образование, да и книг было маловато, то сегодня он кажется как минимум странным. Ведь доступ в интернет с бесконечным объемом информации есть у каждого.
В таком случае какую функцию должен выполнять учитель в современном классе? И как выстроить обучение с учетом современных реалий?
Психологи и ученые все чаще говорят, что лекция и пассивное слушание — самое неэффективное средство обучения.
Им на смену должны прийти человекоцентрированный (индивидуальный) подход и активное обучение, когда учитель становится коучем, направляющим своих подопечных в нужное русло. Некоторые такие подходы были уже применены с успехом учителями (и школами). Что это за методики и почему они эффективны, рассказываем ниже.
Метод «перевернутого класса»
Эта система была разработана педагогами Джонатаном Бергманом и Аароном Сэмсом в 2007 году.
Перед ними стояла задача помочь спортсменам восполнить пробелы в учебе. И они нашли удобное для всех решение, которое со временем выделилось в самостоятельный образовательный метод.
Суть метода: учитель дает ученикам материал, который они самостоятельно осваивают дома, а затем разбирает на уроке сложные и непонятные моменты. Формы классной работы — дискуссия, работа в группах и т.д.
Основное преимущество такого подхода в том, что ребенок проходит материал в нужном ему темпе.
Если он что-то не понимает, то может перечитать или посмотреть (если учитель использует видео) еще раз. Урок в классе, таким образом, становится более индивидуализированным: учитель не пересказывает материал учебника, а лишь направляет ребят в работе. У педагога есть возможность уделить время каждому.
При таком подходе учащиеся относятся к занятиям с большей ответственностью, они больше вовлечены в учебный процесс.
Несмотря на то что метод «перевернутого класса» появился относительно недавно, в интернете можно найти много материалов (видео с лекциями) для учителей, работающих по такой системе.
Например, на сайте знаменитой Академии Хана, главная задача которой — сделать образование доступным любому человеку из любой точки Земли.
Метод самоуправления
Этот метод обучения впервые применила учительница Барбара Шил в классе с трудными подростками (о ней подробно написал Карл Роджерc в книге «Свобода учиться»).
6-й класс, в котором работала Барбара, был совершенно неуправляемым. Учительнице никак не удавалось наладить дисциплину, и, отчаявшись, она решилась на эксперимент. Она предложила детям больше не обучаться под ее надзором, а самим решать, что им интересно учить.
Но это была не тотальная свобода, а свобода в пределах границ, установленных специальным контрактом.
Учительница объяснила детям, что существуют нормативы, которые класс должен освоить за один учебный год. Она договорилась с детьми, что те не могут переходить к новой теме, не освоив предыдущую. А также оставила за учениками право обращаться к ней за помощью.
Барбара не командовала школьниками, а лишь помогала и направляла. Дети же сами читали и изучали темы, помогали друг другу, делали совместные проекты, если хотели. Они могли все вместе смотреть образовательные фильмы, но как использовать их в своем учебном плане, они решали самостоятельно: одни делали конспект, другие рисовали комиксы.
Если школьники хотели поделиться своими достижениями или обсудить какую-либо тему коллективно, то они с преподавательницей проводили «генеральные ассамблеи».
В конце года Барбара отметила, что результаты учеников ее впечатлили.
В классе сформировалась «трудовая дисциплина».
Ребята сами брали на себя ответственность за свое обучение, поэтому стали более заинтересованными в учебе и своих успехах. За весь период эксперимента на детей не жаловались другие учителя и даже ни разу не пожаловались родители. Но самое главное, как отмечает Барбара Шил, возросло их «умение общаться, продвинулось социальное развитие, произошли перемены в личных установках, усилился интерес к учению, выросла гордость от самосовершенствования». А это уже нельзя измерить ни одной оценкой.
Конечно, такой метод не панацея. И, как пишет Карл Роджерc в книге «Свобода учиться», некоторые учителя пытались повторить эксперимент Барбары Шил, но потерпели неудачу. В любом случае это большой шаг в сторону более осознанного обучения.
Метод проектов
Метод обучения детей с помощью проектной деятельности применяют в школе Хай-Тек-Хай. Его описал в книге «Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка» Кен Робинсон. Здесь нет разделения на отдельные предметы, нет звонков, детям не надо переходить из класса в класс. Ребята проводят исследование в определенной области.
Они, например, работают в саду, а не учат биологические термины. Они изучают экосистемы, выпуская книгу об экологии залива Сан-Диего. Они снимают документальные фильмы, пишут статьи и занимаются самой разнообразной деятельностью.
Естественно, чтобы осуществить такой проект, им необходимы знания из самых разных областей — гуманитарных, естественно-научных, технических.
Поэтому всю учебную программу ученики осваивают, не сидя за партами, а в «поле».
Задача же учителей — составить проект на основе существующих стандартов образования и работать над ним в команде с другими учителями и с ребятами.
Сомневаетесь в успехе такого подхода? Почти все выпускники школы поступают в престижные вузы, а 70% из них идут в колледжи.
Кстати, такой метод проектной деятельности применил в своей школе и известный изобретатель Илон Маск. Он говорил, что «если вы хотите объяснить ребенку принцип работы двигателей, вы станете сначала рассказывать ему всё об отвертках и гаечных ключах» и это будет традиционный, но очень непростой подход. Гораздо лучше и проще — «показать ребёнку двигатель и попросить разобрать. Это поставит его в ту ситуацию, когда необходимость инструментов окажется очевидной».
Фото: Vostock photo