«В литературе для подростков мне не хватает жизненности»: интервью с детской писательницей Еленой Бодровой

Елена Бодрова рассказала «Летидору» о том, какими должны быть современные книги для подростков.
Обсудить 
Поделиться
«В литературе для подростков мне не хватает жизненности»: интервью с детской писательницей Еленой Бодровой

Детская писательница из Магнитогорска Елена Бодрова в этом году получила специальный приз литературного конкурса «Новая детская книга» в открытом читательском голосовании в номинации «Для тех, кому за шесть» за повесть «Белая». В ней автор объединила темы одиночества, взросления и принятия — темы, которые так важны для современной подростковой аудитории.

Елена Бодрова окончила в родном городе университет по специальности «Психология», консерваторию по специальности «Композиция». Она работала психологом в общеобразовательной школе, преподавателем теоретических дисциплин по музыке в музыкальной школе, писала музыку для рекламных роликов, для студенческих кинофильмов. Елена — автор академической музыки, которую исполняют магнитогорские музыкальные ансамбли.

В писательство Елена тоже пришла из музыки, хотя отмечает, что творчество в его разных видах (написание рассказов, детективных повестей и песен) с самого детства было для нее поддержкой в трудную минуту. А сейчас оно просто приняло именно такую форму выражения.

Ее первой книгой стала книга-мюзикл (роман и музыкальный диск к нему) «Корабль на крыше», которая сразу была замечена жюри крупных литературных премий (вошла в длинные списки премий - им. В.П. Крапивина, им. Сергея Михалкова, «Русские рифмы»).

Потом появились другие идеи, а вслед за ними и произведения:

«Белая», «Продавец счастья», «Перья», «Сердце в клетку», «Улыбка Пионы», которые также были отмечены критиками.

Книга «Перья» получила вторую премию в «Корнейчуковском фестивале», также стала финалистом премии им. В.П. Крапивина и получила специальный приз от Свердловской детской библиотеки для детей и молодежи при поддержке издательства «Генри Пушель».

Книги Елены Бодровой, фотография из личного архива автора

Книги Елены Бодровой, фотография из личного архива автора

От написания первой книги прошло не так много времени — всего 1,5 года. И пока Елена не может сказать, что писательство стало дня нее профессией, но отмечает, что бросить писать трудно. Так что она не стала этого делать — и сейчас ведет работу над новыми книгами.

Как мы и обещали со сцены, вручая Елене приз конкурса «Новая детская книга», мы встретились с Еленой и поговорили о ее повести «Белая», об источниках вдохновения автора и о том, чего не хватает современной подростковой литературе.

Главный редактор сайта letidor.ru Ксения Краснова вручает Елене Бодровой приз в открытом читательском голосовании в номинации «Для тех, кому за шесть»

Главный редактор сайта letidor.ru Ксения Краснова вручает Елене Бодровой приз в открытом читательском голосовании в номинации «Для тех, кому за шесть»

Елена, расскажите, что вдохновило вас на написание «Белой»: это был опыт, который вы когда-то прожили сами или это полностью выдуманная история? На какие источники вы опирались, работая над книгой?

Можно сказать, что это и полностью выдуманная история, и опыт, который я прожила сама. Сюжет и герои придуманы мной от и до. А эмоции прожиты.

У меня было несколько случаев в жизни, которые вызывали во мне сильный эмоциональный отклик — его и хотелось воплотить в книге.

Почему вы выбрали именно тему особого детства?

Я выбрала тему одиночества. Потому что она для меня личная. Тема одиночества — полного и беспросветного. Когда готов отталкивать от себя всех, потому что уверен: не поймут, не услышат, не полюбят. А когда находится тот, кто услышал, понял и, возможно даже, полюбил, не совсем веришь.

А когда веришь — бывает уже поздно. Наступает новый виток одиночества, но вдруг осознаешь, что уже нет такого беспросветного: есть в этом мире люди, которым ты нужен. Вот и все, что требовалось тебе понять. Они есть, даже если не рядом.

Особое детство в «Белой» — не главная тема, оно лишь выводит недуг одиночества наружу.

Елена Бодрова и главный редактор сайта letidor.ru Ксения Краснова

Елена Бодрова и главный редактор сайта letidor.ru Ксения Краснова

«Белая» была представлена в номинации «Для тех, кому за шесть». Это и семилетки, и ребята 12–14 лет. У нас сложилось впечатление, что книга больше адресована подросткам. А вы как себе представляете своего читателя?

Я адресовала ее младшим подросткам — 9–10 лет и выше. Но ее может читать и взрослый человек. Я считаю, что человек любого возраста имеет право на правду.

«Игрушечных» книг для детей сейчас много, и они отвечают потребностям семи- восьмилетних, но в подростковом возрасте ребенок уже в состоянии расти вместе с книгой.

Его эмоциональная сфера расширяется, в этом ему помогает сама жизнь. Она для него уже сложнее, чем казалось всего год-два назад. А опереться в этом понимании бывает не на что, а часто и не на кого.

Родители, подхваченные современным бешеным ритмом, тоже не всегда могут вовремя реагировать на изменения в психологической жизни своего ребенка. Тут-то и может прийти на помощь искусство — литература, кино, музыка.

Каких авторов вы считаете своими учителями, на кого вы ориентируетесь?

Я считаю своими учителями скорее не авторов, а все, что меня окружает и что удается впитать: природу, музыку, кино, книги, мысли и эмоции, разговоры, события жизни. Но у меня есть подборка книг, которые прекрасны во всех отношениях.

Из детско-подростковых это А. Линдгрен «Рони, дочь разбойника», Луис Сашар «Я не верю в монстров», Мария Парр «Вафельное сердце», Альберт Лиханов «Лабиринт» и другие его книги, Ларс Соби Кристенсен «Герман».

Из взрослых: Анатолий Мариенгоф «Циники», Андрей Платонов «Котлован», Сэлинджер — все, Кристенсен «Полубрат».

Елена Бодрова получает приз в категории Выбор библиотек «Для тех, кому за шесть»

Елена Бодрова получает приз в категории Выбор библиотек «Для тех, кому за шесть»

Какие бы книги об особенном детстве вы бы посоветовали тем родителям, кто хочет познакомить своего ребенка с этой темой?

Из тех, что я читала: Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика», Л.С. Кристенсен «Герман», Р. Дж. Паласио «Чудо», В.П. Крапивин «Та сторона, где ветер».

Для подростков: Мари-Од Мюрай «Умник», М. Петросян «Дом, в котором...», С. Каста «Лето Мари Лу», Мурашова «Класс коррекции», А. Лиханов «Солнечное затмение». Знаю, что есть и много других хороших книг на эту тему, но я не читала их, поэтому не могу советовать.

Как вы думаете, нужно ли писателю сохранять в себе ребенка, чтобы разговаривать со своей аудиторией на одном языке? Тем более на такую сложную тему, которой вы посвятили повесть.

Думаю, нужно. У меня такой вопрос не стоит — как сохранить в себе ребенка, потому что ребенок во мне сохраняется по умолчанию.

Что вы думаете о современной детской литературе сегодня? Кризис? Рассвет?

Не могу делать таких глобальных выводов — я не литературный критик, да и в литературе я недавно, изучаю ее по любви, а не по необходимости, беру из нее то, что мне хочется. Но если смотреть глазами моего внутреннего подростка на современную подростковую литературу, то мне не хватает (как читателю) естественности, жизненности в ней. Чтобы, даже если это сказка, она перекликалась с тем, что меня окружает.

Хочу видеть живых людей в книгах, которые совершают порой пусть неправильные или странные, но настоящие поступки.

Не хочу видеть персонажей, которых могу встретить и в любой другой книге, но никогда не встречу в жизни. Хочу верить и понимать — да, так бывает. Да, может быть сложно, да, мой жизненный путь, скорее всего, будет извилистым и непростым. И мне, как подростку, который только начинает что-то узнавать, нужно с этим смириться, нужно научиться подниматься, когда упал. И я хочу верить, что это возможно.

А для этого мне нужны правдивые книги, в которых вовсе не обязательно все заканчивается хорошо — но есть такой герой, который в состоянии это достойно прожить и пережить. Герой, похожий на меня, в чем-то слабый, в чем-то сильный, но живой.

Финалисты IX сезона ежегодного литературного конкурса «Новая детская книга»

Финалисты IX сезона ежегодного литературного конкурса «Новая детская книга»

На каких книгах вы сами выросли? Мне показалось, что ваш стиль перекликается с Анатолием Алексиным, который немало повестей написал примерно про тот же детский школьный возраст.

Я выросла — если брать мой детский возраст — на детских детективах, в частности Энид Блайтон, на сказках А. Линдгрен: «Рони, дочь разбойника» и «Карлсон» — мои любимые детские книги и по сей день; на книгах школьной программы.

Очень мне нравилась «Ася» И. С. Тургенева. Когда мне было 17, я зачитывалась Сэлинджером, больше всего люблю его «Повести о Глассах», особенно «Симор» и «Зуи». А уже позже, повзрослев, перешла на детскую и подростковую литературу.

А. Алексин, А. Лиханов — в их произведениях есть то живое, о чем я выше говорила. Особенно у Лиханова.

Елена Бодрова, фотография из личного архива автора

Елена Бодрова, фотография из личного архива автора

Какие у вас планы? Может, собираетесь с новым произведением принять участие в следующем году в конкурсе «Новая детская книга»?

Если будет подходящая номинация, то обязательно приму участие в следующем году в конкурсе «Новая детская книга».

Фото: пресс-служба издательства РОСМЭН, личный архив автора

Смотрите также видео по теме:

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!