Врезается в стены, спотыкается, боится пластилин: что делать при нарушении сенсорной интеграции у ребенка
Сенсорная интеграция — это область терапевтической практики, основанная на регулировании процессов, при которых мозг ребенка или взрослого не получает информацию от органов чувств или неправильно реагирует на нее.
Основоположником методики работы с нарушениями сенсорной интеграции считается американский специалист по детскому развитию Джин Айрес. Она собрала множество сложных научных исследований воедино и в середине 50-х гг XX века разработала на их основе систему помощи детям с различными неврологическими и двигательными нарушениями.
Встречали ли вы детей, которые врезаются в стены? Как будто не видят, что перед ними (хотя со зрением все в порядке). А которые плохо ориентируются в пространстве? А тех, кто избегает подвижных игр, качелей, хождения по бордюру, игр с мячом? Или, наоборот, детей с чрезмерной любовью к раскачиваниям, например, когда ребенок может кататься на качелях больше получаса подряд, и его не будет укачивать?
Все эти признаки могут говорить о нарушении в обработке сенсорной информации, то есть о нарушении в работе сенсорной интеграции.
Симптомами нарушения сенсорной интеграции также могут быть:
-
недостаточная чувствительность к зрительным, тактильным и слуховым стимулам (например, ребенок избегает соприкосновений с песком, желе, красками, ватой и др.), избегает некоторых звуков (скрип карандаша по бумаге, звук рвущейся газеты и т.д.), яркого света);
-
двигательная неуклюжесть;
-
слишком большая двигательная активность;
-
слабая развитость мелкой и крупной моторики и другие.
Кто такие эрготерапевты
Эрготерапевт — специалист, владеющий системой сенсорно-интегративной терапии. Сенсорно-интегративная терапия не является физическими упражнениями, как например, ЛФК.
Хотя занятия могут быть похожи на зарядку или активные физические игры.
Эта система основана на базе современного нейрофизиологического подхода – представлению о системной модели центральной нервной системы (мозг, ствол мозга, спинной мозг).
Если говорить упрощенно, это значит, что эрготерапевт создает систему занятий, которые будут направлены на стимуляцию компенсаторных механизмов нервной системы.
Что делать, если у ребенка выявлены нарушения сенсорной интеграции
Могу порекомендовать прочитать книгу Дж. Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция».
Эта книга написана легким, понятным языком, не содержит сложных научных терминов, может объяснить вам, что же происходит с вашим ребенком. Также в этой книге вы найдете простые опросные листы, заполнив которые, вы сможете понять, нужна ли вашему ребенку сенсорно-интегративная терапия, а также простые упражнения, которые могут помочь вам уже сейчас.
Найти специалистов можно в Российской ассоциации эрготерапевтов.
Сегодня, к сожалению, в России мы можем наблюдать подмену понятий: часто встречаются центры с «занятиями по сенсорной интеграции», но такие занятия предполагают работу со всеми органами чувств. Особенно с вестибулярной системой (органы чувств, которые посылают информацию в мозг о положении и движении тела в пространстве), проприоцептивной системой (ощущения, которые сообщают, где находятся наши части тел относительно друг друга) и кинетической системой.
Это требует специального оборудования.
Часто в таких центрах этого оборудования нет, а под «сенсорной интеграцией» подразумевают игры с песком или раскачивание на качелях.
Это не сенсорно-интегративный подход, это – сенсорный тренинг, не более!
Родители детей с нарушением сенсорной интеграции думают, что их ребенок ленив, не может собраться, неуклюж и так далее. Они пробуют скорректировать его поведение с помощью воспитательных методик. Но видят, что ни один подход не приносит улучшения. Например, ребенок, как не любил ходить в шерстяном свитере, так и не любит этого делать, как не мог сосредоточиться на упражнении, так и не может…
Наша нервная система не умеет перестраивать свою работу по инструкции.
Даже если мы понимаем алгоритм действий, не всегда нервная система имеет возможность среагировать так, как это необходимо нам. Только через специально организованные ощущения и выстроенную систему занятий можно воздействовать на нее и «обучить» реагировать правильным образом (например, не врезаться в стены или быть собранным на уроке).
Фото: Vostock photo