Образование7 мин.

Трудности в поведении есть, а диагноза нет: что такое педагогическая запущенность

Разбираемся с экспертами

© Depositphotos

Ребенок не хочет учиться, невнимателен, капризен, ничем не интересуется, со всеми ссорится, не понимает слово «нельзя»? Нет, это не «переходное» и «не пройдет само». Просто в свое время его воспитанию не уделили достаточно внимания. Иногда это называют педагогической запущенностью, подразумевая множество явлений, среди них: агрессия, слишком низкая самооценка у ребенка, труднообучаемость, повышенная тревожность.

На что обращать пристальное внимание и как корректировать поведение детей, объясняют эксперты Вика Бордукова, Маша Терк и Бэла Таловская из благотворительного фонда «Шалаш», системно решающего проблемы трудного поведения, и детский психиатр из Mental Health Center Артем Новиков.

Так что значит педагогическая запущенность?

Педагогическая запущенность – это нарушение развития, которое часто вызывает у ребенка трудности с поведением и адаптацией в коллективе. Можно было бы предположить, что такое поведение связано с особенностями функционирования мозга ребенка, врожденными психическими отклонениями и другими медицинскими факторами. Но так происходит далеко не всегда.

В фонде «Шалаш» отмечают, что на развитие особой модели поведения могут влиять самые разные причины. Например, то, что ребенок рос в неблагополучной семье, или с ним недостаточно взаимодействовали взрослые, или к нему относились авторитарно, игнорируя его уникальность, чувства, — все это способно привести к нарушению развития.

Есть и другая точка зрения.

Психиатр Артем Новиков считает, что педагогическая запущенность — определение устаревшее, и предлагает от штампа отказаться:

«Термин как будто стыдит и обвиняет родителей, словно что-то сделано неправильно».

По мнению психиатра, ответственность за такое поведение ребенка вряд ли стоит всецело возлагать на семью. Родители и даже некоторые специалисты мало знают о том, когда нужно бить тревогу, списывая проблемы с поведением на характер малыша, думая, что все «само пройдет». Поэтому дети, обладающие некоторыми врожденными особенностями, не получают помощи в нужный момент.

© Depositphotos

«Например, мальчик устраивает истерики, и семья приходит к неврологу или педиатру. И врач им говорит: “Ваш мальчик перерастет”. Или девочка разговаривает только с родителями. И врач говорит: “Она скромница”; а у нее на самом деле тревожное расстройство», — поясняет Новиков.

В итоге из-за несвоевременно оказанной педагогической помощи у ребенка возникают сложности: ему трудно общаться с людьми, у него искаженное представление о себе, окружающем мире, низкий уровень экспрессивности. Среди сверстников он теряется. У него повышается уровень агрессии, а интерес к учебе отсутствует. Все это усугубляется плохим отношением к другим детям со стороны сверстников. Ровесники могут над ними издеваться, а педагоги — отказаться с ними работать.

Эксперты из фонда «Шалаш» уточняют:

то, что называют педагогической запущенностью, — не официальный диагноз и не ярлык на всю жизнь.

Это скорее недостаток разных навыков, который можно восстановить.

Искать виноватых не нужно, нужно обращать внимание на особенности поведения ребенка. Если вам кажется, что у него трудности с адаптацией к учебе или коллективу, обратитесь к компетентному психологу.

Когда бить тревогу?

© Depositphotos

Родителям и педагогам стоит насторожиться, если…

дошкольник во время игры:

  • не умеет планировать ходы, прогнозировать их результаты,
  • не взаимодействует с другими игроками,
  • пассивен в выборе игрушек, роли и стереотипно себя ведет при ее выполнении, не проявляет себя творчески,
  • слабо заинтересован в игре,
  • не понимает цели игры,
  • не может оценить свои результаты, сказать, насколько он был успешен;

школьник:

  • мало чем заинтересован на занятиях,
  • ориентируется только на шаблоны,
  • выполняет задания исключительно ради оценок или из-за страха перед взрослыми и сверстниками,
  • ходит в школу только ради общения с детьми,
  • нечасто понимает смысл задания,
  • постоянно забывает инструкции,
  • не слушает советы,
  • не уверен, правильно ли выполнил задание,
  • редко отвечает на уроках, не любит работать сам,
  • быстро устает от учебы,
  • плохо читает, с трудом понимает тексты со сложными предложениями или длинные тексты в абзац,
  • не воспринимает смысл коротких текстов при чтении вслух,
  • не может высидеть на стуле несколько минут — начинает качаться, кататься, перебирать руками, вставать и садиться, шмыгать носом;

в коллективе, среди взрослых и детей:

  • не понимает, как себя правильно вести, как сдерживать негативные эмоции: громит витрину, если мама отказалась купить сладость,
  • невыразителен и неинформативен: на вопрос «как ты?» использует одно слово, «нормально» или ограничивается очень узким кругом слов для описания своих эмоций: «нормально», «хорошо», «ну, так». На открытый вопрос «почему...» не может выразить мысль, подобрать слова, отвечает односложно или отказывается отвечать,
  • говорит хаотично, непонятно, его мысли не связаны между собой,
  • если происходит что-то неожиданное, проявляет истерику или наносит вред самому себе (например, сильно тревожен, если неожиданно приходят гости).

Фонд «Шалаш» уточняет, что если вы замечаете подобное поведение, это не означает автоматически, что у ребенка нарушения развития:

«У одного проявления у разных детей могут быть различные причины. Например, ребенок может отказываться выполнять задание, потому что боится ошибиться, устал или хочет есть».

В каждом случае надо обязательно разбираться отдельно.

Педагогическая запущенность — это не задержка психического развития

© Depositphotos

Если вы заметили, что ребенок ведет себя так, как обозначено выше, — это не обязательно значит, что у него расстройство. Новиков уточняет, что это следствие «не оказанных вовремя педагогических услуг».

Здоровый ребенок, которого не обучили культуре поведения, хорошо ориентируется в знакомых ситуациях, инициативен и целеустремлен, если задача вызывает у него интерес. Нарушения в его поведении исправляются с правильным педагогическим подходом. В то время как детям с СДВГ, например, дополнительно назначают медикаментозное лечение и работают с ними, используя специальные методики.

Важно: иногда дети с педагогической запущенностью и дети с вариантами задержки психического развития ведут себя схожим образом.

Но только специалист: психолог, невролог, терапевт — определит, есть ли у вашего ребенка расстройство.

Как справляться с трудностями в поведении?

В фонде «Шалаш» считают, что образовательные организации в первую очередь должны проводить диагностику ребенка, чтобы понять, есть ли у него трудности.

© Freepik

Вот на что советуют обращать внимание учителям:

  • на уровень тревожности ребенка,
  • на степень адаптации к коллективу,
  • на самооценку,
  • на эмоциональную зрелость: осознает ли ребенок личные переживания, принимает ли ответственности за них, насколько он стабилен эмоционально, умеет ли адекватно обстоятельствам выражать собственные эмоции;
  • слушается ли взрослых и легко ли им управлять ребятам постарше или сверстникам;
  • на социальный статус (уточним: среда, в которой ребенок растет, может как играть какую-либо роль, так и не иметь значения вовсе).

Если у школьника есть проблемы, к работе надо подключать социального педагога. Иногда виной всему психотравмирующая среда, которая и толкает ученика на неприемлемые поступки: систематические прогулы, вандализм, агрессию как защитную реакцию.

В таких случаях педагоги должны его из такой среды вывести и оказать психологическую поддержку.

Нужно дать понять ребенку, что вы в него верите и что у него все получится. Убедить его: помощь всегда рядом, бояться неудачи не стоит.

Студентка Уральского государственного педагогического университета Ирина Сагитуллина в рамках своей выпускной квалификационной работы о педагогической запущенности предложила младшим классам заниматься по разработанной ею методике «создания ситуации успеха», чтобы преодолеть трудности у учащихся.

© Freepik

Учитель отмечал малейший успех и мотивировал детей. Говорил: «Я уверен, что у тебя все получится», «Тебе особенно удалось...» «Раньше ты не умел, а сейчас получилось!». Подключал одноклассников: они бурно аплодировали после каждого ответа, позитивно отзывались о выступлениях других учеников. Постоянно уточнял, не нужна ли помощь, перед контрольными давал рекомендации. Проводились разминки, с играми-угадайками и загадками на внимательность. В классе предлагали работать в парах над проектами, организовывали коллективные игры и внеклассные походы и мероприятия-спектакли.

В итоге, по результатам финальной диагностики, у учеников исчезла тревожность, снизилась враждебность по отношению к окружающим и повысился интерес к учебе.

Артем Новиков объясняет:

самое важное для учителя — быть на стороне ребенка, помогать встроиться в новую среду, не позволять себе отпускать оскорбительные фразы.

Для взрослых следует проводить тренинги: объяснять, как мотивировать что-то делать, как помогать справляться с трудным поведением, как помочь адаптироваться к школе.

Нужно учитывать индивидуальные особенности детей: в каких-то случаях разрешать приседать, ходить по классу каждые несколько минут.

«Мы, если у ребенка проблемы с чтением, даем сначала более короткие тексты или начинаем с картинок, чтобы он улавливал смысл», — комментируют специалисты фонда «Шалаш».

© Depositphotos

Со стороны родителей работа с детьми — профилактика, идущая одновременно с работой в школе. Важно открыто говорить с детьми об их проблемах: узнать, как учитель относится к ребенку, какие у него отношения с одноклассниками, больше хвалить, отмечать любые его заслуги, играть в развивающие игры всей семьей. Можно отвести ребенка на сеансы индивидуальной психотерапии и более активно включиться в воспитательный процесс: контролировать режим, помочь организовать деятельность вместе с учителем.

Фото: Depositphotos, Freepik

Как убить самооценку ребенка – советы за 1 минуту! Смотрите наш TikTok!