Почему не надо бояться перехода образовательных проектов онлайн
Если о существовании олимпиад для старшеклассников, которые открывают детям дорогу в престижные вузы, знают почти все родители, то о соревнованиях для ребят помладше слышал далеко не каждый. А те, кто слышал, не всегда понимают, зачем они нужны. Наверное, подготовиться к старшим классам?
На первый взгляд, кажется, это что-то несерьезное и не принесет пользы. Тем более, если соревнование проходит онлайн. Но мы точно знаем: это не так! Участие в олимпиаде может стать началом большой истории успеха для школьника, а для кого-то — отправной точкой в профессию.
Хороший пример такого соревнования — Олимпиада Кружкового движения НТИ.Junior. Это командные инженерные соревнования для школьников 5-7 классов (в том числе с ограниченными возможностями здоровья), которые увлекаются современными технологиями и их применением в обычной жизни.
В этом году соревнования пройдут во второй раз — в онлайне; регистрация на олимпиаду для юниоров открыта до 16 октября. Все, что нужно участникам, — это компьютер с доступом в интернет.
У организаторов уже есть успешный опыт проведения соревнований в Сети: весной им пришлось организовывать заключительный этап олимпиады для почти 700 старшеклассников дистанционно.
Дистант не сказался на качестве — выпускники-победители онлайн-финалов без вопросов получили заслуженные льготы и поступили в ведущие вузы России.
Мы поговорили с Анной Балахчи, которая возглавляет команду разработчиков одного из направлений Олимпиады КД НТИ.Junior — «Технологии для среды обитания» — о том, как найти для ребенка подходящие занятия, зачем нужны соревнования для девочек и мальчиков 10−13 лет, в чем их особенности и почему не стоит бояться онлайна.
Как понять, что интересно ребенку
Я считаю, что главное — это мнение самого ребенка. И здесь может быть сложно отличить его истинные желания школьника от порыва, который возник под влиянием окружения и быстро пройдет.
Нужно, с одной стороны, позволить детям заниматься тем, чем они хотят, а с другой стороны, показать, что без дисциплины ни в какой сфере ничего не достичь.
Я часто слышу, как родители говорят: «Мой ребенок ничего не хочет!» — но так не бывает!
Даже увлечение Minecraft и YouTube — это не пустое место. Надо смотреть, что конкретно он делает в игре, какие ролики смотрит. Я сильно огорчалась, что сын много времени проводит за экраном компьютера. Но потом я поинтересовалась, что он там делает, и оказалось, что он посвящал свободное время просмотру исторических фильмов.
Дети от природы любопытны. И, сидя перед компьютером, они не теряют этого качества. И, хотя нам не всегда понятно, что они делают, не стоит быть слишком категоричными в запретах.
Лучше разберитесь, чем интересуется ваш ребенок, найдите ему наставника в этом деле, который будет мотивировать развиваться в этой области.
Как распознать хорошего наставника
Хороший наставник, или мастер, горит своим делом. Это видно даже, когда вы общаетесь с ним в Сети. У него на занятиях интересно всем — и маленьким, и взрослым.
Еще одна отличительная особенность хорошего педагога — у него на занятиях не бывает легко.
Чаще всего он дает сложные задачи, но при этом показывает, что с любой из них можно справиться. Он не дает шаблонов и готовых решений, но учит думать и верить в себя. При этом не каждый мастер подходит всем. Бывают суперспециалисты, которые могут найти ключи почти ко всем, но это происходит крайне редко. Надеюсь, когда-нибудь мы научимся подбирать мастеров детям с помощью искусственного интеллекта.
Люди часто приходят в педагогику, чтобы найти себе учеников, последователей, команду, с которой они будут делать будущее.
Поэтому важна сонастройка, надо не отчаиваться и искать своего человека!
Как выглядит качественный процесс обучения
Мне нравится, что в российском образовательном пространстве появляется все больше проектов, принимающих ребят, которые еще не очень хорошо представляют, чем живут современные науки и технологии, но имеющих огромное желание погрузиться в этот мир.
Олимпиада Кружкового движения — как раз один таких проектов.
Это образовательная программа, в которую впишется любой ребенок, готовый бороться с трудностями, искать новые решения задач. Здесь ребята могут одновременно учиться и в процессе пробовать свои силы в соревнованиях. Им дают материалы для самоподготовки, есть команды единомышленников в соцсетях — в чат всегда можно задать вопрос, на который ответят.
Я вижу, как ребятам из средних и старших классов нравится участвовать в олимпиаде. Они живут от старта до старта проекта.
Для них важен командный дух и движение вперед. В прошлом году, когда мы впервые проводили соревнования для ребят из 5−7 классов, после подходили родители, которые говорили, что они никогда не видели своих детей столь увлечёнными процессом решения задач. Они учились — и учились с удовольствием.
Конечно, мы упрощаем задания по сравнению со старшеклассниками — иначе просто нельзя.
При составлении заданий мы больше ориентируемся на творческий потенциал этого возраста. В задачах для старшеклассников больше формальной логики, а для ребят из средних классов — больше творчества, наблюдательности, реализации каких-то своих мечтаний, своих представлений.
Отрадно, что участники олимпиады применяют результаты, которые они получили, участвуя в олимпиаде, и в построении профессиональной траектории. Мы видим это, так как часто встречаемся с ними уже в вузах.
Как выглядят онлайн-соревнования
Весной мы проводили финал для старшеклассников в онлайне. И удивительный факт: уникальная атмосфера сохранилась в новых условиях. Да, я не познакомилась с участниками вживую и вместо их лиц видела аватары, но у меня сформировалось представление об их способностях, об их самовыражении.
Мы шутили в Сети, пели песни вместе, когда уставали.
Ребята проводили исследования и задавали вопросы — и удобные, и неудобные.
Конечно, в физическом мире проще вдохновить участника верить в себя, убедить продолжить испытания, несмотря на все трудности. К сожалению, не все талантливые ребята доходят до финала. Но я думаю, что с этим можно справиться.
Что касается младших участников, то у них немного другое мышление. Ребята показывают высокую мотивацию к участию, но и здесь без трудностей не обходится.
Взрослым чаще приходится вникать в работу команд средних школьников и корректировать ее, особенно в части тайм-менеджмента. Ребята из 5−7 классов очень увлекаются работой, они могут застрять на одной задаче, пытаясь воплотить какие-то свои идеи, и не могут остановиться.
Образовательная сторона в онлайне не хуже, но совсем другая.
Здесь нет общения напрямую, зато можно увидеть, как миллионы идей вливаются в киберпространство — сразу чувствуешь себя хакером.
С другой стороны, рядом нет кого-то, кто может поддержать. Но есть ощущение, что новому поколению легче это преодолеть.
И очное, и дистанционное обучение интересны и важны. Лучше их использовать в сочетании, но я считаю, что у онлайна большое будущее. Только надо немного отработать методики.
Олимпиада КД НТИ.Junior второй год проводится при поддержке президентской платформы «Россия — страна возможностей»
Фото: пресс-служба олимпиады НТИ