Как поступить в вуз по олимпиаде: три реальные истории от студентов
© пресс-служба Олимпиады НТИ
Сейчас у выпускников есть три пути стать студентом.
Первый — самый известный, именно его выбирает большинство абитуриентов: сдать единый государственный экзамен по трем или четырем предметам на проходной балл, требуемый в «вузе мечты» (однако и тут есть нюансы: некоторые престижные вузы могут назначать внутренние испытания или требовать творческое задание).
Второй — сдать внутренние экзамены вуза, но такую возможность предоставляют только иностранцам, людям с инвалидностью, тем, у кого уже есть диплом колледжа или института, и окончившим школу до 2009 года.
Наконец, третий путь — поступить без вступительных испытаний (БВИ), то есть никаких экзаменов вообще не сдавать. Он доступен победителям Всероссийской олимпиады школьников (Всероса), членам команд на международных олимпиадах по школьным предметам и спортсменам — чемпионам Олимпийских и Паралимпийских игр, мира и Европы.
Особняком в мире абитуриента стоят перечневые олимпиады — это соревнования из списка, который каждый год утверждает Российский совет олимпиад школьников (РСОШ). Победа в такой олимпиаде существенно упрощает процесс поступления, но важно помнить: каждый вуз самостоятельно решает, какие олимпиады он учитывает и какие льготы предоставляет.
Один и тот же диплом в одном месте даст вам БВИ, а в другом — 100 баллов ЕГЭ. Обычно правила приема на следующий год определяются в октябре.
Преимуществ у олимпиад из списка РСОШ много.
Во-первых, и старшекласснику есть из чего выбрать — в среднем каждый год в список входит до 70 олимпиад. Кроме того, в каждой из них участвует заметно меньше людей, чем во Всеросе — ниже конкуренция, выше шансы на победу. И всем, кому не снится каждую ночь главное здание МГУ, определенно стоит обратить на них внимание.
Прекрасное современное образование предлагают многие российские вузы, и у них есть свои бонусы — оборудованные лаборатории, актуальные направления, подготовка по востребованным профессиям.
Чтобы показать, что участие в олимпиадах — это не просто возможность поступить в вуз, но целая культура со своими прекрасными особенностями, мы побеседовали с тремя ребятами-призерами Олимпиады Кружкового движения НТИ— единственной командной инженерной олимпиады для школьников в России (около 20 направлений, большинство из которых входят в перечень РСОШ ).
В этой олимпиаде упор сделан на практическую работу с настоящим оборудованием, а не на привычные сложные задачи по школьным предметам.
Спойлер: такой формат состязаний — возможность для школьника еще до поступления разобраться, подходит ли ему выбранная профессия.
Приятно отдавать аттестат, зная, что ты уже зачислен
Арсений Мелещук из Великого Новгорода участвовал в Олимпиаде КД НТИ по профилю «Виртуальная реальность», и его команда стала лучшей. Именно это позволило ему поступить в НИТУ «МИСиС» без вступительных испытаний.
Любой абитуриент скажет, что последние дни приемной кампании — самое волнительное время. Отслеживание себя в рейтингах, настроение «все пропало», размышления о том, стоит ли рискнуть и подать документы в «вуз мечты» или отнести их туда, куда точно пройдешь, — с этим придется столкнуться участнику общего конкурса, но не победителю или призеру олимпиад.
Намного приятнее прийти и просто отдать аттестат, зная, что ты уже зачислен.
Кстати, некоторые учебные заведения предлагают специальные или повышенные стипендии тем, кто имеет значительные достижения.
В 2019 году резко увеличилось число людей, которые могут быть зачислены без учета ЕГЭ. На отдельные специальности конкурса не было вовсе — все места разобрали олимпиадники. Мне кажется, что дальнейшее развитие олимпиадного движения сделает ситуацию еще более интересной: станет чрезвычайно сложно поступить в хорошее учебное заведение только по результатам экзаменов.
Олимпиада КД НТИ — уникальный проект, который фактически защищает тех выпускников, кто сочетает обучение в школе с разработкой проектов, определяющих и формирующих будущее.
Возможность развивать себя в актуальной сфере вместо банального решения задач для подготовки к экзаменам — самое ценное, что можно получить. Поэтому если вы привыкли к креативной деятельности, не хотите заниматься однотипными вещами, осознаете важность саморазвития — добро пожаловать в семью.
Страшно выбирать между олимпиадами и ЕГЭ
Диана Демина из Ижевска поступила в Новосибирский государственный университет. За год она получила целых два диплома, дававших возможность поступить без экзаменов, но в сентябре пришлось понервничать, выбирая между олимпиадами и подготовкой к ЕГЭ.
Я поступила на факультет естественных наук Новосибирского государственного университета. Получила БВИ благодаря победе в профиле «Геномное редактирование». Конечно, пришлось подтвердить ЕГЭ по биологии — набрать больше 75 баллов. Но все равно, большой плюс БВИ — абсолютное отсутствие каких-либо переживаний при поступлении.
Понервничать пришлось в начале 11 класса, когда надо было выбрать основной путь поступления — ЕГЭ или олимпиады.
Я выбрала второй и весь год провела на проектных школах, отборочных этапах Олимпиады КД, региональных этапах Всеросов по экологии — в таком плотном графике найти время на подготовку к ЕГЭ я смогла только в мае.
Конечно, было страшно выбирать между олимпиадами и ЕГЭ, тем более что в результатах олимпиад я не была уверена. Однако к 11 классу у меня уже был опыт участия в олимпиадах, и я осознанно шла на этот шаг. Если бы у меня не было такого опыта, то я бы выбрала экзамен, за год хорошо подготовиться к нему вполне можно.
Но опыт олимпиад все же уникален: появляется стрессоустойчивость, багаж знаний, практика в лаборатории. И есть возможность проявить себя и не остаться незамеченным!
Олимпиадник — это стиль жизни
Екатерина Лузгина из Новосибирска — тот редкий человек, которому удалось поступить в МГУ благодаря перечневым олимпиадам: «Ломоносову» и «Покори Воробьевы горы». Победы в олимпиадах избавили ее от необходимости писать дополнительный вступительный экзамен — она автоматом получила высший балл. Ее рассказ — про то, что такое вообще олимпиадный опыт.
Мне кажется, если человек заинтересован в серьезной науке, он будет уделять ей намного больше времени, чтобы получить знания, которых не дают в школе. Решив стать олимпиадником, ты быстро учишься осваивать огромное количество новой информации. Мозг перестраивается.
Иногда в институтах студенты осознают, что не могут самостоятельно учиться. У олимпиадника такой проблемы в принципе нет, ведь он уже давно сидит и ботает сам.
Он заинтересован в результате, готов день и ночь что-то учить, работать над собой.
Олимпиады — это возможность путешествовать. Благодаря поездкам ты можешь увидеть, как люди живут в других городах, у тебя появляются друзья, знакомые по всей стране. Почти каждая олимпиада проходит не в родном городе. И ты понимаешь, что мир огромен, он не заканчивается забором вокруг спортивной площадки у дома.
Олимпиада КД НТИ не могла помочь мне с поступлением, потому что МГУ котирует очень мало перечневых олимпиад, но я все равно приняла решение поехать — ведь здорово позаниматься тем, что тебе нравится.
Я много читала, смогла разобраться в тех областях биологии, которые мне близки. Задача моего профиля по нанотехнологиям была связана с культивированием бактерий и работой с плазменными векторами. В тот момент я активно интересовалась именно этой сферой и узнала много нового.
Еще один плюс — практическая работа.
Ни в одной другой олимпиаде тебе не предложат комплексную задачу, которую надо решать неделю, нигде больше не покажут, как работают лаборатории, что такое ламинарный шкаф, как культивировать бактерии, какие правила и запреты существуют при работе с биоматериалом. Меня потрясли белые лаборатории, где мы работали, оборудование, масштаб подготовки.
Командный дух — тоже интересная штука, которую нужно поддерживать, как пламя в камине. И у нас получилось — мы стали лучшей командой и поехали на форум «Наноград» во Владивосток (я уже говорила про возможность посмотреть Россию?).
Олимпиадник — это не желание получить выгоду при поступлении. Да, это важно, но не всегда получится подготовиться к конкретной олимпиаде конкретного вуза. Олимпиадник — это стиль жизни, стремление узнавать новое и использовать знания, которые для школы слишком глубоки.
Фото: пресс-служба Олимпиады НТИ