Образование3 мин.

Новый ФГОС: зачем от детей требуют развивать навык саморефлексии

И почему это очень правильно

© Depositphotos

Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам для начального и основного общего образования, школа ставит перед собой задачу развить у детей навыки самоконтроля, самоорганизации и рефлексии. Если с первым и вторым все более или менее понятно, то относительно рефлексии у родителей могут возникнуть вопросы.

Что это такое и почему этот навык важен для обучения, «Летидору» рассказала методолог начальной школы RYBAKOV PLAYSCHOOL Екатерина Губенко (@rybakov_playschool).

Екатерина Губенко, методолог начальной школы

Что такое саморефлексия

Саморефлексия — это процесс, направленный на анализ своих мыслей, эмоций в различных ситуациях, способность понимать себя, причины и следствия своих поступков. Этот навык является одним из определяющих для обучения.

Благодаря ему ученик…

  • не боится пробовать новое, понимая, что новый опыт принесет новые знания,
  • не зацикливается на факте ошибки, умеет анализировать свои неудачи (при этом не боится их) и извлекать из них пользу,
  • фокусируется на решении проблемы, исходя из своего опыта,
  • учится с каждым разом принимать наиболее выгодные для себя решения.

О роли школы в развитии саморефлексии

Всемирно известные советские ученые, психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин считали, что рефлексия формируется у детей именно в начальной школе. С 1 по 4 класс ребята учатся выявлять свои сильные и слабые стороны, понимать причины ошибок и то, как их исправить. Задача педагога младших классов — поддержать детей на этом пути, направить их мысли и деятельность в нужное русло.

Примеры, как это сделать:

  1. Давать детям возможность получать знания через собственный опыт. Обсуждать, с какими трудностями они столкнулись и что помогло их преодолеть.
  2. В случае конфликта помочь четко сформулировать его причину и предложить разные варианты решения.
  3. Давать совершать ошибки, учиться фиксировать их, анализировать свою реакцию на них (что я чувствую, когда ошибаюсь) и находить способ их исправлять. Страх ошибиться замедляет развитие ребенка.

В нашей школе есть такая форма занятий, как «утренний круг». Каждый день весь класс подводит итоги прошедшего дня и строит план на день сегодняшний.

Благодаря этому дети учатся не только оценивать произошедшие события, но и аргументировать свою позицию и приходить к общему решению.

И если это не получается, то мы вместе пытаемся зафиксировать, почему ему так важно отстоять свое мнение и понять, для чего это важно.

Еще одним подходящим форматом является мероприятие, на котором каждый ребенок может сфокусироваться на своих успехах. Это может быть итоговый концерт, конференция, собрание, где дети обсуждают, что у них получилось лучше всего: у кого-то это проект по математике, спортивные соревнования, общеклассное событие, участие в жизни кружка и др.

© Depositphotos

Что сделать родителям

Помочь ребенку с развитием этого навыка можно и дома. Для этого достаточно придерживаться ряда несложных правил:

  1. Не пугать ошибкой. Совершать ошибки – это нормально. Из любой ситуации можно найти выход, а ошибку – исправить. Если ребенок научится спокойно относиться к неудачам, они станут для него полем для развития.
  2. Отмечать достижения. Это важный момент, который помогает нам быть более осознанными и дает силы развиваться.
  3. Не сравнивать с другими. Не следует фиксировать внимание ребенка на оценках других детей или себя в детстве. Подчеркивайте динамику самого ребенка: вчера было так, а сегодня уже по-другому.
  4. Не предлагайте готовые решения в случае проблем. Если видите, что ребенку трудно, не предлагайте готовые решения. Лучше помогите ему понять, в чем именно проблема и как ее решить.

Сделать это можно с помощью вспомогательных вопросов: что у тебя не получается? Как думаешь, где мы можем поискать ответ? Как бы ты спросил это у учителя?

  1. Задавайте вопросы. Старайтесь узнавать о ситуации через мнение ребенка. Расспрашивайте, пытайтесь выяснить причины тех или иных событий.
  2. Обсуждайте итоги дня или недели. Помогайте вспомнить и положительное, и отрицательное и вместе проговаривайте причины тех или иных событий.
  3. Учите его получать обратную связь и адекватно реагировать на нее. Например, можно подойти к учителю и спросить: «Что я могу улучшить, чтобы хорошо разбираться в теме и получить пятерку?» «Как бы вы поступили на моем месте?» (если речь идет о конфликтной ситуации со сверстниками).
  4. Учите выбирать информацию, проверять ее в нескольких источниках, интерпретировать, делать выводы.

Фото: Depositphotos