Чему скоро будет учить школа: изучаем новый ФГОС (и удивляемся!)
Вниманию родителей учеников и всех, кто неравнодушен к современному образованию© Depositphotos
Полный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Редактор «Летидора» Ольга Рудашевская ознакомилась с ФГОС и выбрала то, что достойно особого внимания родителей.
Кроме красивых и, надо сказать, правильных слов о равных возможностях для образования всех детей, создания благоприятных условий для обучения, профилактике нарушения осанки и зрения, развития уважения к себе и окружающим во ФГОС можно найти несколько любопытных тезисов.
1. Патриотическое и духовно-нравственное развитие учеников — одна из задач российского образования
Детям, начиная с младшей школы и заканчивая 11-м классом, будут много и подробно рассказывать о месте России в мире, исторической роли государства, его вкладе в мировое научное наследие и стране, «устремленной в будущее».
Так, в 9-м классе в разделе «Обществознание» выпускник должен уметь использовать знания в том числе для того, чтобы объяснить международную политику «сдерживания», которую другие страны проводят в отношении России.
Уверены ли родители, что в девятом классе ребенку нужна такая информация? А вот Минпросвещения утверждает, что очень даже нужна!
Еще один вопрос: кто будет определять официальную трактовку современных политических процессов, происходящих в России?
О том, что такое «духовно-нравственные ценности», можно почитать в разделе ФГОС о предмете «Обществознание». В это понятие входит защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, коллективизм, единство народов России и многое другое.
2. Воспитание — теперь неотъемлемая задача школы
В законе говорится, что воспитание должно быть направлено на развитие личности ученика, _«в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психологического здоровья и физическое воспитание». _
Встречается и такое понятие, как «гражданское воспитание».
Тут школа будет готовить учеников к выполнению их гражданских обязанностей, реализации прав и свобод — своих и других людей. А также продвигать активное участие в жизни семьи, местных сообществ, родного края, поддерживать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации. Давать представление о способах противодействия коррупции и наставлять на участие в добровольческой деятельности.
Также школа будет участвовать в экологическом воспитании детей: пропагандировать экологичный образ жизни, повышение общего уровня экологической культуры.
3. Дети будут изучать обновленную историю России
В том числе «сложные» 1990-е годы, «возрождение страны 2000-х годов, воссоединение Крыма с Россией 2014 года».
При этом девятилетний школьный курс заканчивается на Первой мировой войне. А все события XX и XXI веков (видимо, за исключением вышеперечисленных), приходятся на программу 10-го и 11-го классов.
4. ФГОС предусматривает минимальные требования к знанию иностранного языка
Знаний по иностранному языку, по мнению составителей ФГОС, должно хватить ровно для того, чтобы сказать пару слов о себе, обсудить погоду и спросить на отдыхе, где находится кафе или туалет.
Иначе как объяснить, что школьники должны вести диалог объемом до 8 реплик со стороны каждого собеседника?
Что касается монологов, то тут требования немного расширены: ученик должен уметь пересказать или придумать рассказ от себя на целых 10-12 фраз.
Уметь воспринимать иностранную речь на слух почти необязательно: составители документа прописали, что школьники должны воспринимать и понимать на слух не более двух минут аутентичного текста.
5. В программе по литературе 5-9 классов нет ни одного произведения современных писателей
Если изучить список произведений, который обязателен для учеников 5-9 классов, то сложится ощущение, что ни в мире, ни в России после Астафьева, Рождественского, Окуджавы (а в случае с зарубежными писателями — после Сервантеса и Твена) никто ничего не издает.
Классиков знать важно и необходимо. Но современным подросткам ведь хочется почитать и о том мире, в котором они живут прямо сейчас.
6. Школа должна научить ребенка всем необходимым современным компетенциям
Есть и хорошие новости! Школа должна научить ребенка самоорганизации, самоконтролю и рефлексии, адекватно оценивать ситуацию и продумывать план ее изменения.
Отдельное внимание учителя будут уделять развитию эмоционального интеллекта:
различать свои эмоции и эмоции других людей, понимать причины эмоций, а также регулировать интенсивность выражения чувств.
В отдельный пункт вынесена необходимость научить детей «принятию себя и других»: относиться друг к другу без осуждения, уважительно, осознавать право на ошибку – свое и других.
7. Дистанционное образование не заменит очное
Уже в общих положениях ФГОС звучит мысль о разумном и безопасном использовании цифровых технологий, которые должны повышать качество результатов образования и поддерживать очное образование.
Это важное уточнение для всех, кто боится, что школа в скором времени перейдет на удаленный режим работы.
Узнать об особенностях преподавания всех школьных предметов и других нюансах школьного образования можно в новых ФГОС. Не поленитесь и хотя бы бегло просмотрите документ (он не маленький, всего 126 страниц), на котором в ближайшем будущем будет базироваться подход учителей к обучению наших детей. Это касается каждого.
Фото: Visualrian.ru, Depositphotos