Образование

Как рассказать ребенку с особенностями развития о его сексуальности: советы от эксперта

© VOSTOCK

Конспект лекции специального педагога Марши Степенски «Каждый ребенок достоин семьи» — «Нарушения развития и вопросы сексуальности и установления границ».

Половое воспитание детей и подростков — тема, табуированная в России. Что говорить о половом образовании детей с особенностями, которых до недавнего времени предпочитали вовсе не замечать, не то что обучать их, тем более такому деликатному предмету.

И тем не менее вопрос о предоставлении людям с нарушениями развития знаний по этой теме звучит актуально как никогда. Родителям, которые хотят обеспечить своим особенным детям здоровое и счастливое будущее, нельзя избегать вопроса сексуального просвещения.

В этом убеждена поведенческий аналитик, специальный педагог из педиатрического центра HSC в Вашингтоне (США) Марша Степенски, которая уже 10 лет работает с подростками и взрослыми с нарушениями развития.

«Летидор» побывал на лекции Марши «Нарушения развития и вопросы сексуальности и установления границ» в рамках организованного фондом «Обнаженные сердца» Международного форума «Каждый ребенок достоин семьи» и сделал конспект ключевых тезисов специалиста.

Почему каждому ребенку важен разговор о сексе

В США с уроками полового воспитания детей все не так гладко, как кажется. Они есть всего лишь в 50% школ. Во всех остальных дети получают неполную информацию и лишь частично затрагивают темы сексуальности и полового развития. Людей с нарушениями, которые учатся в таких школах, предпочитают вовсе не приглашать на эти уроки.

Но это неправильно, так как половое воспитание нормализует тему секса и сексуальности в жизни детей.

Дети перестают испытывать стыд и дискомфорт, задавая неудобные вопросы.

Это не значит, что после этих уроков подростки побегут заниматься сексом. В США были проведены несколько исследований, которые это доказывают. Они подтверждают, что дети, которые получают уроки сексуального просвещения, вступают в половую жизнь позже сверстников без соответствующих знаний.

Чем больше мы будем говорить с детьми на неудобные темы, тем комфортнее они будут себя чувствовать в них.

Когда родители открыто говорят с детьми на интимные темы, они показывают, что им можно доверять. Это значит, что когда у ребенка возникнет вопрос, он обратится за информацией к вам, а не к друзьям или интернету.

Также, рассказывая о сексе, мы можем передать детям свои ценности, убеждения в этой теме. То, что и должна давать маленькому человеку семья.

Еще одна важная причина, по которой «эти» разговоры неизбежны, — они помогают уберечь детей от сексуального насилия.

© VOSTOCK

В США известно всего лишь о 3% сексуального абьюза в отношении людей с нарушениями развития (из них 80% женщины и 20% мужчины). Поэтому разговор о сексуальности нельзя игнорировать, даже если родители считают, что он их ребенку не нужен.

Но перед тем как начать разговор, важно разобраться, как мы понимаем сексуальность.

Что такое сексуальность

Люди часто понимают под сексуальностью секс, в то время как это понятие гораздо шире нашего представления о возбуждении и половом влечении.

Сексуальность — это способность пребывать в гармонии с собой, своим телом, своей ориентацией. Сюда же относится умение отличать здоровые романтические отношения от эксплуататорских, способность расставлять границы с разными группами людей (родственниками, друзьями, возлюбленными и др.).

Я однажды была директором программы для взрослых с нарушениями. И к нам приходил 22-летний парень с аутизмом. Он мало с кем общался, но потом мы обратили внимание, что юноша подружился с мужчиной из персонала, обслуживающего программу. Этот мужчина каждый день говорил молодому человеку, что забыл дома деньги на ланч и брал у него взаймы 5 долларов. И так каждый день на протяжении 6 месяцев. Мужчина знал, что родители дают молодому человеку каждый день по 20 долларов, и не упустил шанс воспользоваться ситуацией. Даже этот пример можно отнести к понятию сексуальности, так как мы видим, что юноша совершенно не умел выстраивать в отношении себя границы, слишком доверял незнакомцу.

Чтобы такое не происходило с нашими детьми, необходимо давать им полную информацию о них, их теле, их правах, чтобы они принимали в своей жизни здоровые решения, могли обеспечить свою безопасность, в том числе в поле сексуальных связей.

Конечно, нам безумно трудно подойти к своему особенному ребенку и начать разговор о сексуальности.

В первую очередь из-за стереотипов, которые сложились в обществе в отношении людей с нарушениями развития.

Например, таких:

  • Люди с особенностями не сексуальны, потому что ведут себя, как дети.

  • Они не знают, как справляться с проблемами.

  • Они постоянно ошибаются.

  • Они отличаются от своих типичных сверстников.

  • У них нет границ, они чрезмерно сексуальны.

Все эти негативные посылы приводят к тому, что мы стараемся не поднимать эту тему. Думаем: «Ну, жили как-то раньше и дальше будем жить так же».

Так же уже не будет!

Говорить о сексуальности нужно, чтобы дети выросли здоровыми и счастливыми.

© VOSTOCK

Что важно сделать родителю, чтобы подготовить ребенка с особенностями к обсуждению деликатной темы

Во-первых, надо помнить о позитивном посыле. Если у вас есть переживания относительно этой темы, оставьте их при себе. У ребенка и так полно страхов и сомнений, ваши ему ни к чему.

Во-вторых, важно быть открытым к обсуждению любых вопросов. Это необходимо, чтобы ребенок обращался за информацией именно к вам.

В-третьих, следует быть образцовой ролевой моделью для детей. Как это понимать? Если мы тянем ребенка за руку, когда нам что-то надо от него, давайте не будем удивляться, что он будет внезапно хватать за руки прохожих на улице. Если мы говорим ребенку «привет» прямо в лицо, то не надо удивляться, когда он будет делать так же с чужаками.

Когда вы совершаете какое-то действие, убедитесь, что оно соответствует социальным нормам.

В-четвертых, честно отвечайте на вопросы. Не стесняйтесь сказать, что не знаете ответ и вам надо взять паузу, чтобы подумать.

Сексуальное образование дома: что необходимо учитывать родителям

Части тела

В 3 года дети начинают обращать внимание на свои гениталии и думать, зачем они нужны. Важно учить малышей названиям частей тела, используя медицинские термины. Давать прозвища половым органам не запрещено, но использование медтерминологии обязательно.

Пенис — это пенис. Вульва — это вульва. Когда мы называем органы своими именами, мы как бы говорим: «Обсуждать их нормально».

Так же таким образом мы частично защищаем детей от сексуального насилия. Если девушка с особенностями может сказать мужчине, который прикасается к ней: «Не трогай мою грудь» (а не сиси или тинки-винки), она дает ему мощный посыл, после которого не каждый будет продолжать обхаживания.

Прикосновение к гениталиям

Когда маленький ребенок трогает себя за гениталии, трется ими обо что-то, это здоровое поведение, которое взрослые сексуализируют.

Дети исследуют себя или пытаются снять таким образом напряжение. Это нормально.

Изучение своего тела и такие действия — часть взросления и обучения ребенка.

Потребность в личном пространстве

Потребность в личном пространстве — то, чему нужно научить ребенка с особенностями. А когда придет время, вы сможете рассказать, что, только уединяясь, он сможет заниматься рассматриванием своего тела, мастурбацией.

© VOSTOCK

Как рассказать ребенку с нарушениями об изменениях его тела и чувствах

Половое созревание — непростой период, особенно для детей с особенностями развития.

Ведь с ними происходят ровно те же изменения, как и с типичными детьми: они больше потеют, появляется запах, на половых органах и в подмышках вырастают волосы. Детей, в том числе особенных, охватывают новые переживания: первая любовь, первое отвержение.

Однако мы не торопимся просвещать наших особенных детей. Нейротипичным молодым людям мы даем информацию об их теле, отношениях и другую, так как предполагаем, что однажды у них будет семья и дети. Но мы никогда не думаем, что наши дети с нарушениями также нуждаются в этой информации. Мы рассуждаем так:

«Зачем дочке знания о менструации, если она никогда не будет жить одна?», «Моему сыну незачем знать об изменениях в его теле, это ему не пригодится» и так далее.

Это в корне неверная тактика.

Несмотря на то что ваши дети могут всю жизнь нуждаться в сопровождении, они также испытывают влечение, у них есть переживания относительно своей сексуальности. А мы вместо того, чтобы объяснить им, что к чему, держим их за маленьких детей.

Я часто наблюдаю, когда родители начинают рассказ о своем взрослом ребенке с фразы «Моему Паше 17, но на самом деле он как 5-летний ребенок». Возможно, ваш ребенок сильно отстает в когнитивном плане, но его тело развивается нормально.

А это значит, что мы должны давать человеку информацию соответственно его биологическому возрасту, а не нашим представлениям о его возрасте.

Другое дело, как мы будем подавать эту информацию.

Дети с особенностями редко бывают в коллективах сверстников и не имеют достаточного опыта во взаимодействии с противоположным полом. Они не видят, как развиваются отношения между обычными мальчиком и девочкой.

Поэтому эти дети особенно нуждаются в подробнейших инструкциях, начиная с вопросов изменения тела и заканчивая социальными навыками.

Типичные дети, общаясь с ровесниками, усваивают свод негласных правил: как принято знакомиться, как понять, что мне нравится девочка/мальчик (и наоборот) и так далее.

Поэтому обычная девушка, которой помог на улице привлекательный молодой человек (например, она уронила пакет, а он поднял его и подал ей), не воспримет эту ситуацию как флирт. Она поблагодарит парня, улыбнется и отправится по своим делам.

Если та же ситуация происходит с девушкой, у которой есть нарушения в развитии, мы увидим совсем другую реакцию. Девушка с нарушениями будет рассуждать по-другому: «Этот молодой человек помог мне, он был добр ко мне, улыбнулся. Наверное, он хочет стать моим парнем!»

Чтобы такого не произошло, надо обучать ребенка социальным навыкам, рассказывать про границы.

Можно использовать систему Circles — когда вы объясняете человеку, как он должен позиционировать себя в отношении разных групп людей с помощью разноцветных кругов, которыми эти группы обозначены.

Например, самый первый круг (фиолетовый) — это сам ребенок. Он может видеть себя голым, обнимать себя, рассматривать, давать разрешение или не давать разрешение видеть себя голым и так далее. Следующий круг — семья. Здесь надо обсудить, что позволено делать в этом кругу. Далее — люди из вашего сообщества, преподаватели, незнакомцы (у каждой группы отдельный круг).

Важно подробнейшим образом проговорить, что за люди входят в каждую группу, как их идентифицировать и как вести себя с ними.

© VOSTOCK

Детально расскажите ребенку, как он может понять, что в его адрес проявляют симпатию.

Поскольку особенные дети часто испытывают трудности с определением эмоций, можно смотреть с ними дешевые сериалы, где актеры играют слишком гипертрофированно, а потом обсуждать на этом примере, какие эмоции у кого ребенок заприметил.

С особенными детьми недостаточно просто разговаривать. Вы должны использовать много картинок и много практиковаться (проигрывать разные ситуации, как в театре). Для детей с тяжелыми отклонениями — еще больше картинок, еще больше практики и очень дозированная подача информации.

Что же касается объяснения физиологических процессов, то уже давно существует специальная литература, которая помогает родителям донести, что такое менструация, поллюция, возбуждение, мастурбация и другие понятия.

Я советую серию книг What’s happening to Ellie (для девочек) и What’s happening to Tom (для мальчиков), в которых объясняются этапы взросления, а также для более взрослых детей диски Finger Tips и Hand Made love (Dave Hinsburger), которые являются подробной инструкцией по мастурбации, созданные специально для обучения ей молодых женщин и мужчин с особенностями развития. ( Если у вас не получится найти материалы в интернете, вы можете написать Марше на e-mail MStepensky@HSCHealth.org, возможно Марша поможет вам достать или оцифрует эти диски — прим. редакции)

Следующий этап — давать ребенку личное время и пространство, чтобы он мог изучать себя и свое тело в одиночестве.

Иначе это приведет к тому, что дети начнут реализовывать свои потребности в общественных местах.

Если ваш ребенок мастурбирует на публике или лезет ко всем целоваться, скорее всего, он не достаточно информирован, что так делать в обществе не принято.

Так что вы должны научить своих детей, как можно, а как нельзя вести себя дома и в общественном месте.

© VOSTOCK

Приведу пример. Среди моих подопечных есть 11-летний мальчик с аутизмом. Он вербальный, но не функциональный. То есть он не сильно взаимодействует с людьми, но может сообщить о своих базовых потребностях («хочу в туалет», «хочу есть»). В этом году у него началась эрекция прямо в школе, и он постоянно засовывал руку в штаны. Потом эрекция повторилась в парке, и мальчик сделал при всех то же самое.

Также у ребенка помимо этой были другие проблемы. Например, он снимал штаны еще до того как зайдет в туалет. Ко мне обратилась семья мальчика. Они очень переживали, что их сын находится в группе потенциальных жертв насильников, и попросили помочь обучить его правильным социальным нормам.

Что мы сделали? Я попросила маму сделать множество фотографий ребенка в разных местах (дома в комнате, дома в туалете, дома в гостиной, в парке, в школе и т.д.), и мы несколько месяцев распределяли их по двум категориям: общественное пространство, частное пространство. Затем мы взяли картинки с разным типом поведения и также стали распределять их по этим категориям («Я могу танцевать в общественном месте, дать «пять», но не могу залезать к себе в штаны» и так далее).

Далее мы перешли к следующему этапу. Я попросила маму мальчика каждый день писать для него социальную историю, используя фотографии мальчика и разных объектов, и подробно расписали, что он может делать на публике, а что в частном пространстве.

Далее я попросила выделить моему подопечному 30 минут личного времени (каждый день), когда он может находиться один в своей комнате и никто его не побеспокоит.

Предполагалось, что в это время подопечный сможет спокойно мастурбировать, не беспокоясь ни о чем.

В итоге у нас получилось научить мальчика разделять общественное и частное и вести себя подобающим образом на публике.

Уверена, что это получится и у вас.

Главное правило — открыто отвечать на вопросы, внимательно следить за развитием ребенка и вовремя инициировать разговор, если этого не делает ваше чадо. Помните, это важно, если вы хотите, чтобы жизнь вашего сына или вашей дочки была понятнее, легче и здоровее.

Фото: VOSTOCK

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!