7 мифов об особенностях развития, в которые давно пора перестать верить
© Shutterstock/VOSTOCK
О главных мифах про особенных детей, причинах их появления и несостоятельности «Летидору» рассказала психолог Центра лечебной педагогики «Особое детство» Алена Легостаева.
Незнание — злая сила, а знание — добрая
Мифы рождаются там, где мало информации. Раньше особых детей и взрослых было принято скрывать, стыдно было иметь особого родственника. Но по статистике в России около 10% людей имеют инвалидность. На фоне стыда и страха у людей возникали домыслы и фантазии.
Главное в просвещении о детях с нарушениями развития — убрать страх.
Необходимо, чтобы люди видели на улицах разных детей и взрослых. Важно, чтобы СМИ писали о разных людях спокойно и правдиво.
Миф 1. Дети с особенностями могут быть заразны
На самом деле
Это, конечно, суеверие. Особенности развития — это не инфекция и не вирус, заразиться ими в песочнице или в автобусе нельзя. Такие представления об особенностях развития появляются от отсутствия знаний, понимания причин нарушений.
Конечно, простой человек не обязан знать все генетические синдромы или неврологические заболевания, но важно интересоваться и не делать поспешных выводов. К счастью, подобные мифы сейчас уходят в прошлое.
Уже немного людей могут допускать «заразность» психических заболеваний и генных отклонений.
Возьмем синдром Дауна — это случайная генетическая мутация, которая происходит при зачатии, ребенок с такой особенностью может появиться в любой семье, это никак не зависит от образа жизни родителей, их социального статуса, интеллекта. И такие дети могут вас заразить разве что улыбкой.
Миф 2. Во всем всегда виновата плохая наследственность
На самом деле
Задержки детского развития могут быть связаны с самыми разными причинами: осложнениями во время беременности и родов, генетическими особенностями, перенесенными детскими заболеваниями. Есть некоторые генетические синдромы, которые передаются по наследству. Но большинство детей с задержкой развития не имеют генетического диагноза. Тем более некорректно считать, что у всех особенных детей неблагополучные семьи.
В позапрошлом году в российских соцсетях проходил флешмоб #янеалкаш, когда родители выкладывали фотографии своих «особых детей» и рассказывали, что сами они — обычные люди (а некоторые участники флешмоба были очень даже выдающимися личностями — актерами, учеными, писателями). Злоупотребление алкоголем и психотропными веществами может влиять на развитие ребенка, но это далеко не единственная и не самая распространенная причина.
Дети рождаются особыми в силу разных обстоятельств, и никто от этого не застрахован.
Миф 3. Дети с нарушениями развития — всегда добрые и «солнечные»
На самом деле
Это идея противоположная той, что все «особые дети ужасны и очень опасны». Порой такая реакция возникает у родителей и воспитателей, желающих защитить особых детей от нападок. Получается, что один миф заменяет другой. А реальность, как всегда, где-то посередине.
Есть разные дети с нарушениями. Бывают очень общительные и доброжелательные. Или у них есть такие периоды в жизни, когда они в таком настроении.
А бывают дети, которые с трудом идут на контакт. Или у них сегодня плохой день, соответствующее самочувствие.
Это никак не связано с нарушением в развитии, а зависит от характера и состояния здоровья, от того, как ребенок себя ощущает прямо сейчас и не болит ли у него что-нибудь.
Миф 4. Все аутисты — гении
На самом деле
Это тоже своеобразная гиперкомпенсация. Чтобы перестать бояться какой-то особенности, люди приписывают диагнозу «суперспособность». Проблема в том, что этот миф иногда мешает обычным, негениальным детям с аутизмом получать образование и помощь. Все дети должны получать поддержку, имеют право на образование, на общение с другими людьми, на возможность жить в семье.
Вычленять среди особых детей гениальных — плохая идея.
Добавлю, что на этот миф влияет массовая культура. Например, посмотрев фильм «Человек дождя», обыватели начинают вспоминать про гениальность при каждом упоминании аутизма.
Медиа склонны создавать героев с особенностями, потому что их истории интересны. Но в реальной жизни помощь должна быть и у гениев, и у аутсайдеров.
Миф 5. Если человек не говорит, то он ничего не понимает и его интеллект точно низкий
На самом деле
Мы знаем много историй про людей, которые не говорят, но при этом пользуются дополнительными средствами коммуникации и рассказывают много всего интересного с их помощью.
Человек может не говорить в силу самых разных причин. Например, из-за особенности артикуляционного аппарата, паралича. А еще бывает плохое понимание обращенной речи и трудности воспроизведения, но при этом человек может печатать или показывать картинки.
Сейчас активно развиваются технологии, которые помогают общаться даже полностью обездвиженным людям.
Например, коммуникатор Tobii, позволяющий общаться с помощью движения глаз. Яркий пример — питерский программист Иван Бакаидов, который из-за ДЦП говорит очень неразборчиво и с большим трудом. Но он пишет программы, которые озвучивают напечатанную речь. Для таких же людей, как и он сам.
Часть детей с нарушением развития действительно плохо понимает устную речь. Но мы должны так организовать среду и доносить информацию, чтобы они нас понимали. Показывать картинки, фотографии, жесты. Все это используется в коррекционной педагогике.
Миф 6. Ребенок с особенностями в классе будет плохо влиять на качество образования остального класса
На самом деле
Если в классе 30 детей, то внимания учителя не хватает всем. И здесь неважно, есть ли среди учеников ребенок с особенностями развития или нет.
Так не бывает, что в классе на несколько десятков учеников все одинаково усваивают материал и никто не нуждается в какой-то дополнительный поддержке. Даже если это условно обычные дети.
Проблема решается только тогда, когда количество детей в классе уменьшается, а количество поддержки для тех, кому она нужна, увеличивается.
В поддержке может нуждаться ребенок с интеллектуальными нарушениями, ребенок с дислексией или дисграфией, обычный ребенок, для которого русский язык — иностранный. Это проблема системы образования, она требует реформирования.
Качество обучения страдает, когда в классе много детей, а в школе — классов. Но обвинять отдельного ребенка не стоит.
Даже если особого ребенка перевести на индивидуальное обучение, все равно качество образования в переполненном классе останется низким. Опять же, если ребенок с особыми образовательными потребностями находится в большом классе без поддержки тьютора или ассистента, то его нахождение там будет бессмысленным. Нет, не все особые дети должны учиться в специализированных школах, но в любой школе должны учитываться интересы всех детей. Так, чтобы всем было хорошо — и особым, и не особым.
Миф 7. Дети с особенностями всегда опасны и агрессивны
На самом деле
Конечно, не всегда. Все дети — и с особенностями, и без — иногда испытывают агрессию. Задача находящихся рядом взрослых — помочь решить конфликт другим путем, с особенностями дети или нет.
По моим личным наблюдениям, обычные дети чаще участвуют в драках, чем дети с особенностями.
Еще раз повторю: трудности взаимодействия обычных взрослых с особыми детьми возникают из-за отсутствия информации. Потому крайне важно, чтобы доктора, педагоги, психологи и лидеры мнений (публичные люди, звезды) боролись с мифами об особых детях.