Как объяснить малышу, что такое высота, длина и ширина
В предыдущих статьях мы говорили о том, как обучать ребёнка счёту, пространственным отношениям, как развивать осязание, зрение, вкус и обоняние.
Теперь самое время рассказать малышу, как сравнивать предметы по величине.
Включайте игры в повседневную жизнь
Во время приготовления пищи просите ребёнка найти самую большую свёклу, самую маленькую редиску. Так, в повседневной жизни, родители ненавязчиво помогают ребёнку приобрести знания о величине предмета.
Убирая игрушки, предложите двухлетке: «Давай все маленькие игрушки складывать в коробку, а большие – сажать на полку. Это будут их домики».
Для определения величины игрушек надо выбрать эталон (предмет, с которым вы станете сравнивать все остальные предметы).
«Все игрушки будем сравнивать с мишкой. Те, которые меньше мишки — в коробку, а которые больше — на полку».
Во время совместной игры скажите крохе:_ «Давай построим гаражи для машин. Я сделаю гараж для большой машины, грузовой, а ты – для маленькой, легковой. Мне понадобится больше кубиков, чем тебе. Почему? Потому что для большой машины нужен большой гараж»._ Построив гаражи, поинтересуйтесь: «Какой гараж получился у тебя?» — «Маленький». «А у меня?» — «Большой».
Собираясь на прогулку, подберите для любимой игрушки подходящую по погоде и размеру одежду: «Принеси всю кукольную одежду, из неё мы выберем ту, что подойдёт ей по размеру».
Развивайте у малыша глазомер
Очень важно учить малыша определять величину на глаз. Для этого подчеркивайте разницу в величине предметов: «Эта машина чуть-чуть больше мишки, а мишка чуть-чуть меньше динозавра».
На прогулке знакомьте ребёнка с высотой, начиная с контрастных, резко отличающихся друг от друга предметов. Что такое высота? Это расстояние от самого низа до верха.
«Смотри, какая высокая берёза, а под ней — низкая сирень». «Какой высокий дом, а рядом с ним – низкий».
Сравнивать предметы по длине лучше сначала плоские: ленты, шнурки, полоски бумаги. А затем объёмные: карандаши, палки, строительный материал.
Что такое длина? Это расстояние от себя вперёд или слева направо. Показывая две ленты разного цвета, спросите:_ «Какая лента длинная? Какого она цвета? А какого цвета короткая лента? Давай длинной лентой украсим косу кукле, а короткую повяжем собачке на шею»_.
Для детей дошкольного возраста можно вырезать несколько полосок из картона и поиграть в игру «Выстрой по порядку».
Читайте сказки и занимайтесь творчеством
Закреплению знаний о величине помогают сказки. Читая «Репку» попросите, чтобы малыш показал руками, какой большой она выросла. «Кто самый большой из всех, кто пришёл тянуть репку из земли?», «Кто самый маленький?», «А кошка больше или меньше мышки?» и т.д.
Знания о длине закрепляйте в рисовании, лепке. Нарисуйте слева мышку, а справа – сыр. Пусть ребёнок проведёт длинную линию от мышки к сыру. А внизу пусть проведёт от мышки к сыру короткую линию. Спросите, кто из мышек быстрее добежит до сыра: верхняя или нижняя? Рассматривая игрушки, обращайте внимание, что у зайца уши длинные, а у белки – короткие и т.д. Глядя на иллюстрации к сказке Виталия Бианки «Хвосты», спросите, у кого хвост длиннее: у лисы, медведя, зайца или волка? А у кого самый короткий?
В возрасте 4-5 лет дети устанавливают отношения между 3-5 предметами по величине.
С помощью таких упражнений у них формируется умение устанавливать ряд величин в убывающем или возрастающем порядке: большой, меньше, ещё меньше, самый маленький; тонкий, толще, самый толстый.
Так, читая сказку «Три медведя», спросите, кто из медведей самый большой, (на каком стуле он сидел, из какой миски ел, на какой кровати спал), кто меньше, кто самый маленький. При разборке матрёшки обращайте внимание на верхние и нижние части, составляющие игрушку, их соотношения, в каком порядке следуют матрёшки друг за другом от самой большой к самой маленькой и называйте их.
Игра «Найди ёлочку»
В этой игре родитель даёт ребёнку полоску определённой длины и предлагает в нарисованном лесу найти ёлочку такой же высоты. Вначале малыш может определить это на глаз, а потом проверить правильность догадки, приложив полоску к дереву.
Важно, чтобы ребёнок прикладывал полоску к стволу от самого основания и смотрел, совпадает ли верхушка дерева с концом меры. Если да – значит, выбрали ёлочку правильно, нет – необходима ещё одна попытка.
Измерять можно и сыпучие вещества.
Во время приготовления пирога попросите отмерить три стакана муки, два стакана сахара и т.д. В процессе выполнения таких заданий вы поможете ребёнку усвоить, что в качестве меры можно использовать различные ёмкости: стаканы, ложки, формочки.
Игра «Наведи порядок»
С ребёнком, который готовится пойти в школу, полезно устраивать игровые пятиминутки. Поиграйте в «Наведи порядок», «Наведи чистоту» (сколько ещё вы придумаете игр, зависит от вашей фантазии).
Скажите, что какой-то озорник решил пошутить и перемешал, к примеру, все лыжи, а потом попросите: «Помоги расставить лыжи попарно и по порядку от самой большой пары до самой маленькой».
На прогулке предлагайте измерить расстояние до объектов. Ребёнок говорит, и вы проверяете вместе, шагая вперёд. У папы протяжённость до объекта займёт 5 шагов, у сына – 7. «Как думаешь, если измерить столешницу каждый своей ладошкой, результат получится одинаковым?» Аналогичные задания подведут ребёнка к пониманию зависимости результата измерения от величины меры. Вы ведь помните серию «Как измерить удава?» из мультфильма «38 попугаев»? Отличный мультфильм для того, чтобы начать весёлые занятия дома.
Развивайтесь правильно!