Опубликовано 19 апреля 2014, 12:00

Приходите в гости: правила совместной игры

В век не выпускаемых из рук гаджетов так не хочется, чтобы главными друзьями моего сына стали электронные девайсы, чтобы он перебрасывался сообщениями со своими одноклассниками исключительно в интернет-мессенджерах и отправлял на день рождения виртуальные открытки. Как же начинать дружить детям в реальном мире?
Приходите в гости: правила совместной игры

Приходите в гости: правила совместной игры

Когда я спрашиваю сына, с кем он дружит в детском саду, Марк отвечает: «Со всеми!»

Дело не в том, что Марк чересчур общительный мальчик. Скорее, наоборот: по характеру он застенчивый и избирательный интроверт. Но, кажется, нашей воспитательнице удалось создать в группе атмосферу, в которой нет детской ревности, конкуренции, деления на стайки и серьезных конфликтов. Не раз слышала, как в детсадовской раздевалке дети рассказывают мамам и папам: «Вот Гордей, он мой друг. А вот Данил, он тоже мой друг». Понимаю, это незамысловатое и еще не совсем умелое товарищество четырехлетних. Но это все же – товарищество. Радостно видеть, как зарождается детская дружба.

В век не выпускаемых из рук гаджетов так не хочется, чтобы главными друзьями моего сына стали электронные девайсы, чтобы он перебрасывался сообщениями со своими одноклассниками исключительно в интернет-мессенджерах и отправлял на день рождения виртуальные открытки.  Детский сад отлично развивает навыки общения со сверстниками. Но есть и другой способ научить детей играть вместе – ходить друг к другу в гости! Возможно, самый простой способ и самый доступный.

Посудите сами, как многому дети могут научиться в совместной игре:

Знакомиться. На первых порах нужные слова за ребенка произносят родители, но в этом деле главное – практика. Дети все слышат и впитывают и однажды начинают действовать сами.

Делиться игрушками и играть сообща. Этот навык приходит постепенно, но с каждым разом и с возрастом делиться становится проще. Понимание обычно приходит после того, как ребенок оказывается не только принимающей стороной, но и сам идет в гости без своих игрушек.

Узнавать новые игры. В каждой семье свои любимые традиции, развлечения и, конечно, игрушки, и детям интересно узнавать, как устроен быт в других домах.

Перенимать некоторые манеры. Нередко, глядя на товарищей, дети-привереды начинают есть незнакомые продукты или осваивают горшок после того, как видят, что их друг спокойно им пользуется.

Уступать и бережно относиться к младшим. Хорошо, когда есть возможность общаться с разновозрастными детьми. С малышами дети могут примерить на себя функцию заботливого брата или сестры, а у тех, кто старше – чему-нибудь поучиться.

Решать спорные ситуации (с подсказкой родителей).

Понимать чувства других. Если кто-то из гостей упадет и расплачется, остальные дети просканируют реакцию взрослых. И, увидев, что все идут к упавшему со словами утешения, в следующий раз и сами будут знать, как себя вести, если кому-то больно.

Уважать правила чужого дома. Родительская забота – заранее объяснить малышу, что в других домах может быть не принято то, что разрешено в вашем доме. Например, у вас можно прыгать на диване и кроватях, но лучше этого не делать в гостях. 

Вместе убирать игрушки. Совсем не обязательно оставлять разбросанные по полу игрушки для уборки хозяевам. И гостю, и принимающей стороне полезно вместе устранить последствия игрового урагана. Только вот в силу неопытности детям сложно научиться играть со сверстниками самостоятельно.

Поэтому на помощь должны прийти взрослые. Достаточно явиться на детскую площадку с мячом и предложить поиграть в «съедобное-несъедобное», где вы выступите в роли ведущего, как сейчас же образуется компания желающих поиграть. Через пять минут вы можете передать мяч кому-то из детей. А уже в следующий раз они будут готовы играть в такую игру самостоятельно. Тот же алгоритм работает и с домашними играми: взрослые организовывают досуг и создают атмосферу, а дети играют. 

Как сделать так, чтобы поход в гости для обеих сторон прошел легко, а детям захотелось встретиться снова?

Вот маленькие секреты:

  • приготовьте простые закуски. С друзьями весело делить не только игру, но и трапезу. Сделайте акцент на том, что любят дети: нарезанные фрукты, бутерброды, сок;

  • предложите интересное занятие, в котором принимают участие взрослые и дети: испечь печенье, нарисовать картину на листе ватмана, сделать коллаж из журнальных вырезок;

  • не устраивайте отдельный детский стол для маленьких или не близко знакомых между собой детей. Обычно отдельному столу радуются только те, кто уже давно сдружился или хотя бы достиг школьного возраста и готов легко проявлять инициативу в знакомстве;

  • во время совместных игр не выбирайте «капитана», даже если у кого-то из детей есть возрастное преимущество. Сделайте акцент на командных развлечениях, которые всем по силам. Это исключит ревность и ссоры;

  • не стыдите, не отчитывайте детей за промахи и не сравнивайте их между собой;

  • будьте сторонним наблюдателем и позволяйте детям самим разобраться в возникающих проблемах. Если же вы видите, что назревает конфликт, вмешайтесь, отвлеките, предложите варианты;

  • если вы – принимающая сторона, перед приходом гостей предложите ребенку убрать из поля зрения игрушки, которыми он не захочет делиться;

  • если вы идете в гости, не берите с собой много игрушек. Одной-двух небольших будет достаточно. Лучше если дети будут учиться играть в игрушки принимающего ребенка. Тот почувствует себя гостеприимным хозяином, а ваш ребенок порадуется новым играм в новой обстановке;

  •  за пять-десять минут предупредите, что скоро будет пора собираться домой. Дети заигрываются, но если заранее настроить их на сборы, расставание может пройти легче.

И, конечно, общение прежде всего должно быть непринужденным. Странно было бы наблюдать картину, в которой взрослые ходят друг к другу в гости только ради детей. Гораздо понятнее, когда дружба родителей дает начало детскому товариществу.

И даже если совместные игры дошкольников не перерастут в крепкую подростковую и взрослую дружбу, все равно дети получат важный опыт совместной игры и необходимые навыки общения с равными себе.