Как научить ребёнка считать: простая инструкция от педагога
Чтобы всё получилось без стресса для родителей и ребёнка, следуйте этим правилам.
Объясните ребёнку понятия «один» — «много»
Перед тем как целенаправленно обучать ребёнка счёту, расскажите ему, что такое «один» и «много». Проще всего делать это дома и на прогулке. Комментируйте увиденное: «У подъезда стоит одна машина, а во дворе — много», «Семечки клевал сначала один голубь, а теперь — много».
Как правило, к трём годам малыш уже способен усвоить эти понятия. А к четырём понимает вопрос «Сколько?» и при ответе на него пользуется словами «Один», «много», «ни одного».
Сделайте счёт наглядным
К 4–5 годам самое время приступать к счёту количественному. Главное условие обучения — ребёнок должен видеть предметы, которые вы считаете. Если мы будем просто считать вслух (например, в считалке «Раз, два, три, четыре, пять...» мы перечисляем числа) и малыш не будет видеть перед собой пересчитываемые предметы — всё бесполезно. Он запомнит лишь последовательность чисел, но считать не научится.
Приведу пример ситуации, которая поможет освоить количественный счёт. Около подъезда дома стоят ограничивающие столбики, чтобы машины не подъезжали к нему впритык. Предложите ребёнку переходить от одного столбика к другому и одновременно последовательно называть числа. Таким образом он понимает, что каждый столбик в ряду соответствует названному числу.
Аналогично нужно научить малыша порядковому счёту. Когда спускаетесь по лестнице, проговаривайте, наступая на каждую ступеньку: «Первая ступенька, вторая ступенька» и так далее.
К пяти годам ребёнок способен считать в пределах пяти, отвечать на вопросы «Сколько всего?» и «Который по счёту?». Важно, чтобы к этому возрасту малыш мог соотносить последнее число с пересчитанными предметами. Например: «Один, два, три, четыре. Всего — четыре банана».
Сделайте занятия частью вашей повседневной рутины
В магазине предложите отсчитать и положить с прилавка в пакет пять яблок, три свёклы и тому подобное. На прогулке считайте деревья, машины, собак, птиц, детей, коляски, игрушки и так далее. Дома пересчитывайте домочадцев, расставляйте посуду, столовые приборы, салфетки по количеству гостей, раздавайте по печенью, конфете, зефиру каждому и так далее. И всё считайте, считайте...
По мере взросления ребёнка усложняйте задачи
К шести годам ребёнок способен считать (отсчитывать) в пределах десяти; пользоваться количественными и порядковыми числительными. Если вы видите, что привычные упражнения он выполняет хорошо, усложните задачу. Для тренировки на порядковый счёт посадите игрушки в ряд. Пусть ребёнок ответит, на котором месте сидит зайчик, ёжик, остальные игрушки. Пример ответа: «Ёжик сидит на третьем месте».
К семи годам потренируйте дошколёнка называть числа в прямом (5-6-7) и обратном порядке (10-9-8), попросите посчитать предметы в разных направлениях: слева направо и справа налево, в ряд, по кругу. Учите ребёнка определять, какое число пропущено, отличать понятия «предыдущий» и «следующий» относительно обозначенного числа.
В этом возрасте дети уже способны раскладывать большое число на два меньших (в пределах десяти) и составлять из двух меньших большее. Такие задания лучше всего выполнять, когда под рукой есть набор счётных палочек, карандаши, картонные полоски. Эти предметы помогут сделать тему «Состав числа» наглядной.
Учитесь записывать цифры
Не все родители знают, чем отличаются числа от цифр. Рассказываю: первые мы называем и слышим, вторые — пишем. По мере знакомства с числами можно постепенно знакомить ребёнка с цифрами. Предлагаю делать это весело: лепить их из пластилина, выкладывать горохом, камушками на картонке, складывать из макарон, рисовать в воздухе. К семи годам ребёнок обычно умеет писать цифры от 1 до 10.
Практикуйте игры на счёт
Дети любят подвижные игры. Обучающий элемент становится для них вроде бы второстепенным, но на самом деле он не теряет своей ценности. Вот три игры, с помощью которых счёт освоит любой непоседа:
«Найди свой домик» Все участники игры получают карточки (по одной) с изображением разного количества предметов. Пока дети бегают врассыпную, взрослый кладёт на каждый стул карточку с цифрой. По сигналу «Раз, два, три! Домик свой найди!» участники должны занять стулья в соответствии с цифрой на своей карточке.
«Кто быстрее?» Ведущий раздаёт каждому участнику карточку с цифрой. По его сигналу «Раз, два, три! Предметы собери!» дети разбегаются и находят в окружающей обстановке предметы в соответствии с цифрой на карточке. Например, на прогулке это могут быть жёлуди, шишки, камушки, палочки. Усложнение: «Найди на один предмет меньше/больше, чем обозначено на карточке».
«Столько — сколько» Ведущий говорит одному из участников: «Прыгни на правой ноге (присядь, подними руки) столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши». Дети поочерёдно выполняют задания ведущего.