Как научить ребёнка считать: простая инструкция от педагога
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Чтобы всё получилось без стресса для родителей и ребёнка, следуйте этим правилам.
Объясните ребёнку понятия «один» — «много»
Перед тем как целенаправленно обучать ребёнка счёту, расскажите ему, что такое «один» и «много». Проще всего делать это дома и на прогулке. Комментируйте увиденное: «У подъезда стоит одна машина, а во дворе — много», «Семечки клевал сначала один голубь, а теперь — много».
Как правило, к трём годам малыш уже способен усвоить эти понятия. А к четырём понимает вопрос «Сколько?» и при ответе на него пользуется словами «Один», «много», «ни одного».
Сделайте счёт наглядным
К 4–5 годам самое время приступать к счёту количественному. Главное условие обучения — ребёнок должен видеть предметы, которые вы считаете. Если мы будем просто считать вслух (например, в считалке «Раз, два, три, четыре, пять...» мы перечисляем числа) и малыш не будет видеть перед собой пересчитываемые предметы — всё бесполезно. Он запомнит лишь последовательность чисел, но считать не научится.
Приведу пример ситуации, которая поможет освоить количественный счёт. Около подъезда дома стоят ограничивающие столбики, чтобы машины не подъезжали к нему впритык. Предложите ребёнку переходить от одного столбика к другому и одновременно последовательно называть числа. Таким образом он понимает, что каждый столбик в ряду соответствует названному числу.
Аналогично нужно научить малыша порядковому счёту. Когда спускаетесь по лестнице, проговаривайте, наступая на каждую ступеньку: «Первая ступенька, вторая ступенька» и так далее.
К пяти годам ребёнок способен считать в пределах пяти, отвечать на вопросы «Сколько всего?» и «Который по счёту?». Важно, чтобы к этому возрасту малыш мог соотносить последнее число с пересчитанными предметами. Например: «Один, два, три, четыре. Всего — четыре банана».
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Сделайте занятия частью вашей повседневной рутины
В магазине предложите отсчитать и положить с прилавка в пакет пять яблок, три свёклы и тому подобное. На прогулке считайте деревья, машины, собак, птиц, детей, коляски, игрушки и так далее. Дома пересчитывайте домочадцев, расставляйте посуду, столовые приборы, салфетки по количеству гостей, раздавайте по печенью, конфете, зефиру каждому и так далее. И всё считайте, считайте...
По мере взросления ребёнка усложняйте задачи
К шести годам ребёнок способен считать (отсчитывать) в пределах десяти; пользоваться количественными и порядковыми числительными. Если вы видите, что привычные упражнения он выполняет хорошо, усложните задачу. Для тренировки на порядковый счёт посадите игрушки в ряд. Пусть ребёнок ответит, на котором месте сидит зайчик, ёжик, остальные игрушки. Пример ответа: «Ёжик сидит на третьем месте».
К семи годам потренируйте дошколёнка называть числа в прямом (5-6-7) и обратном порядке (10-9-8), попросите посчитать предметы в разных направлениях: слева направо и справа налево, в ряд, по кругу. Учите ребёнка определять, какое число пропущено, отличать понятия «предыдущий» и «следующий» относительно обозначенного числа.
В этом возрасте дети уже способны раскладывать большое число на два меньших (в пределах десяти) и составлять из двух меньших большее. Такие задания лучше всего выполнять, когда под рукой есть набор счётных палочек, карандаши, картонные полоски. Эти предметы помогут сделать тему «Состав числа» наглядной.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Учитесь записывать цифры
Не все родители знают, чем отличаются числа от цифр. Рассказываю: первые мы называем и слышим, вторые — пишем. По мере знакомства с числами можно постепенно знакомить ребёнка с цифрами. Предлагаю делать это весело: лепить их из пластилина, выкладывать горохом, камушками на картонке, складывать из макарон, рисовать в воздухе. К семи годам ребёнок обычно умеет писать цифры от 1 до 10.
Практикуйте игры на счёт
Дети любят подвижные игры. Обучающий элемент становится для них вроде бы второстепенным, но на самом деле он не теряет своей ценности. Вот три игры, с помощью которых счёт освоит любой непоседа:
«Найди свой домик» Все участники игры получают карточки (по одной) с изображением разного количества предметов. Пока дети бегают врассыпную, взрослый кладёт на каждый стул карточку с цифрой. По сигналу «Раз, два, три! Домик свой найди!» участники должны занять стулья в соответствии с цифрой на своей карточке.
«Кто быстрее?» Ведущий раздаёт каждому участнику карточку с цифрой. По его сигналу «Раз, два, три! Предметы собери!» дети разбегаются и находят в окружающей обстановке предметы в соответствии с цифрой на карточке. Например, на прогулке это могут быть жёлуди, шишки, камушки, палочки. Усложнение: «Найди на один предмет меньше/больше, чем обозначено на карточке».
«Столько — сколько» Ведущий говорит одному из участников: «Прыгни на правой ноге (присядь, подними руки) столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши». Дети поочерёдно выполняют задания ведущего.