Как написать итоговое сочинение в 2019 году: четыре секрета успеха
4 декабря 2019 года одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение. Напомним, что это испытание ввели в школах в 2014 году как допуск к ЕГЭ.
Каждый год в сентябре Министерство просвещения объявляет направления для декабрьского сочинения, чтобы ребята готовились к нему заранее. В этом году были озвучены следующие направления: «Война и мир», «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она». Конкретные темы по каждому направлению школьники узнают непосредственно перед испытанием.
В идеале начинать готовиться к сочинению надо хотя бы в октябре, но и сейчас, когда до 4 декабря осталось две недели, можно многое успеть.
Ксения Тихонова, преподаватель по русскому языку и методист образовательной компании MAXIMUM Education, подготовила 4 совета, которые помогут эффективно использовать оставшееся время.
Не пытайтесь прочитать как можно больше произведений. Подбирайте эпизоды
Главная сложность при написании итогового сочинения — вспомнить произведение, из которого можно взять примеры для аргументации. Казалось бы, существует пять тем, которые строго определены, и выпускники должны понимать, к чему нужно готовиться.
Можно выбрать одну тему и подобрать к ней аргументацию по произведениям из школьной программы еще до сочинения.
Но лучше перестраховаться и подготовиться сразу к двум тематическим блокам.
Если времени для подготовки почти нет, можно попробовать прочесть отдельные эпизоды больших произведений, максимально насыщенных идеями для аргументации.
Большое произведение: «Война и мир», Л.Н.Толстой
Эпизоды:
1) «Дуб, который олицетворял самого героя»
Идея: Жизненный путь человека
Потенциальное направление: «Война и мир»
2) «Разрыв Андрея и Наташи»
Идея: Мимолетная влюбленность разорвала помолвку
Потенциальное направление: «Надежда и отчаяние»
3) «Наташа после охоты в доме у дядюшки поёт песню»
Идея: Нравственность
Потенциальное направление: «Добро и зло»
4) «Андрей Болконский и небо Аустерлица»
Идея: Обретение смысла жизни
Потенциальное направление: «Гордость и смирение»
5) «Первый бал Наташи Ростовой»
Идея:«Здесь рождается любовь Андрея и Наташи»
Потенциальное направление: «Он и она»
Не гонитесь за большими и объемными произведениями, подберите и перечитайте небольшие рассказы
Много интересных и полезных идей для аргументов можно найти в небольших рассказах.
Если школьнику тяжело запомнить смысл отдельного эпизода вне контекста произведения, а времени почти нет, рассказы могут стать отличной палочкой-выручалочкой для выпускника.
Рассказы:
1) «Приказ есть приказ», Ф. Браун
Идея: Самопожертвование
Потенциальное направление: «Война и мир»
2) «Зелёная лампа», А. Грин
Идея: Обман и расплата
Потенциальное направление: «Надежда и отчаяние»
3) «В аптеке», А.П. Чехов
Идея: Равнодушие к чужим проблемам
Потенциальное направление: «Добро и зло»
4) «Шинель», Н.В. Гоголь
Идея: «Маленький» человек
Потенциальное направление: «Гордость и смирение»
5) «Гранатовый браслет», А.И. Куприн
Идея: Сильная, но безответная любовь
Потенциальное направление: «Он и она»
«Властелин Колец», «Гарри Поттер», сериал по «Войне и миру» — это тоже произведения, из которых можно брать аргументы
В итоговом сочинении можно использовать пример из любого литературного произведения. В школьной программе делается акцент на отечественную литературу, поэтому учителя при подготовке чаще всего обращают внимание детей именно на российскую классику. И это правильно.
Но если времени в обрез, а ваш ребенок любит мейнстримовские экранизированные фильмы, посоветуйте ему их пересмотреть.
Возможно, нужный аргумент на сочинении он вспомнит именно оттуда.
Следите за структурой сочинения
Это важно! Да, итоговое сочинение представляет развернутый ответ на вопрос. Но для того, чтобы ответ получился стройным и логичным, в тексте должны присутствовать вступление, основная часть, заключение.
Самый простой способ научиться писать сочинение грамотно с точки зрения структуры — использовать клише.
Примеры использования:
1) чтобы поднять проблему, ученик может написать: «Каждый из нас хоть раз в жизни думал о…»;
2) для того чтобы высказать свою позицию по вопросу, можно использовать клише «На мой взгляд», «Я полагаю…»;
3) при переходе к основной части, где выпускник должен использовать литературную аргументацию, можно написать «Обратимся к произведению…» или более сложное «Вспомним художественные произведения, где раскрыта проблема…»;
4) делая вывод, школьник может использовать универсальное клише «В заключение хочется выразить надежду…».
И еще один важный момент — сочинения нужно постоянно практиковать.
Практика поможет школьникам упаковывать идеи из художественной литературы в аргументированные тезисы. Чем больше школьник успеет написать сочинений, используя клише и самую разную аргументацию, тем больше шансов, что эти идеи не уйдут в небытие и будут использованы во время декабрьского сочинения.
Удачи!
Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!
Фото: VOSTOCK, Visualrian.ru