Как подготовиться к испытанию, когда до него осталось две недели. 4 декабря 2019 года одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение. Напомним, что это испытание ввели в школах в 2014 году как допуск к ЕГЭ. Каждый год в сентябре Министерство просвещения объявляет направления для декабрьского сочинения, чтобы ребята готовились к нему заранее. В этом году были озвучены следующие направления: «Война и мир», «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она». Конкретные темы по каждому направлению школьники узнают непосредственно перед испытанием. В идеале начинать готовиться к сочинению надо хотя бы в октябре, но и сейчас, когда до 4 декабря осталось две недели, можно многое успеть. Ксения Тихонова, преподаватель по русскому языку и методист образовательной компании MAXIMUM Education, подготовила 4 совета, которые помогут эффективно использовать оставшееся время.Не пытайтесь прочитать как можно больше произведений. Подбирайте эпизодыГлавная сложность при написании итогового сочинения — вспомнить произведение, из которого можно взять примеры для аргументации. Казалось бы, существует пять тем, которые строго определены, и выпускники должны понимать, к чему нужно готовиться. Можно выбрать одну тему и подобрать к ней аргументацию по произведениям из школьной программы еще до сочинения.Если времени для подготовки почти нет, можно попробовать прочесть отдельные эпизоды больших произведений, максимально насыщенных идеями для аргументации. Большое произведение: «Война и мир», Л.Н.Толстой Эпизоды: 1) «Дуб, который олицетворял самого героя» Идея: Жизненный путь человека Потенциальное направление: «Война и мир» 2) «Разрыв Андрея и Наташи» Идея: Мимолетная влюбленность разорвала помолвку Потенциальное направление: «Надежда и отчаяние» 3) «Наташа после охоты в доме у дядюшки поёт песню» Идея: Нравственность Потенциальное направление: «Добро и зло» 4) «Андрей Болконский и небо Аустерлица» Идея: Обретение смысла жизни Потенциальное направление: «Гордость и смирение» 5) «Первый бал Наташи Ростовой» Идея:«Здесь рождается любовь Андрея и Наташи» Потенциальное направление: «Он и она»Не гонитесь за большими и объемными произведениями, подберите и перечитайте небольшие рассказыЕсли школьнику тяжело запомнить смысл отдельного эпизода вне контекста произведения, а времени почти нет, рассказы могут стать отличной палочкой-выручалочкой для выпускника. Рассказы: 1) «Приказ есть приказ», Ф. Браун Идея: Самопожертвование Потенциальное направление: «Война и мир» 2) «Зелёная лампа», А. Грин Идея: Обман и расплата Потенциальное направление: «Надежда и отчаяние» 3) «В аптеке», А.П. Чехов Идея: Равнодушие к чужим проблемам Потенциальное направление: «Добро и зло» 4) «Шинель», Н.В. Гоголь Идея: «Маленький» человек Потенциальное направление: «Гордость и смирение» 5) «Гранатовый браслет», А.И. Куприн Идея: Сильная, но безответная любовь Потенциальное направление: «Он и она» «Властелин Колец», «Гарри Поттер», сериал по «Войне и миру» — это тоже произведения, из которых можно брать аргументы В итоговом сочинении можно использовать пример из любого литературного произведения. В школьной программе делается акцент на отечественную литературу, поэтому учителя при подготовке чаще всего обращают внимание детей именно на российскую классику. И это правильно. Но если времени в обрез, а ваш ребенок любит мейнстримовские экранизированные фильмы, посоветуйте ему их пересмотреть.Следите за структурой сочиненияЭто важно! Да, итоговое сочинение представляет развернутый ответ на вопрос. Но для того, чтобы ответ получился стройным и логичным, в тексте должны присутствовать вступление, основная часть, заключение. Самый простой способ научиться писать сочинение грамотно с точки зрения структуры — использовать клише. Примеры использования: 1) чтобы поднять проблему, ученик может написать: «Каждый из нас хоть раз в жизни думал о…»; 2) для того чтобы высказать свою позицию по вопросу, можно использовать клише «На мой взгляд», «Я полагаю…»;3) при переходе к основной части, где выпускник должен использовать литературную аргументацию, можно написать «Обратимся к произведению…» или более сложное «Вспомним художественные произведения, где раскрыта проблема…»; 4) делая вывод, школьник может использовать универсальное клише «В заключение хочется выразить надежду…».Практика поможет школьникам упаковывать идеи из художественной литературы в аргументированные тезисы. Чем больше школьник успеет написать сочинений, используя клише и самую разную аргументацию, тем больше шансов, что эти идеи не уйдут в небытие и будут использованы во время декабрьского сочинения. Удачи! Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!Фото: VOSTOCK, Visualrian.ru