Почему самостоятельная подготовка по сборникам ЕГЭ не дает результатов
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© VOSTOCK
«ЕГЭ близко», — пугают учителя выпускников. Одни, услышав эти слова, бегут искать репетитора или подготовительные курсы, другие заходят в интернет и покупают сборники по подготовке к ЕГЭ, надеясь, что несколько десятков решенных вариантов помогут подготовиться к сдаче экзамена. Но даст ли подготовка по сборникам такой же эффективный результат, как занятия на курсах или с репетитором?
Об этом «Летидор» попросил рассказать руководителя департамента исследований и разработок MAXIMUM Education Елену Провозен.
Сборник ЕГЭ: полноценная подготовка или тренажер
Заглянув в описание любого сборника, можно найти примерно такое вступление: «В сборнике представлены 30 типовых вариантов ЕГЭ по математике (или любому другому предмету), инструкции, комментарии к ответам, критерии оценки».
И дана мотивация к покупке: «Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов предоставляет обучающимся возможность самостоятельно подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а также объективно оценить уровень своей подготовки к экзамену».
Сборники действительно можно и нужно использовать в качестве тренажеров для тренировки типовых вариантов и подготовке к формату экзамена.
Однако лучше всего делать это под контролем преподавателя, который будет в состоянии оценить, в каких темах есть пробелы и что нужно сделать, чтобы эти пробелы устранить.
Теперь к вопросу о самостоятельной подготовке по сборникам. Реально ли подготовиться к ЕГЭ, используя только типовые задания из сборника?
Вряд ли. И вот почему.
Вариантов мало — заданий много
Подготовка к единому государственному экзамену — сложный многоуровневый процесс, так как в ЕГЭ включают задания из школьной программы с 5 по 11 класс.
Очевидно, что в 30 вариантов из упомянутого выше сборника невозможно поместить весь школьный курс.
Чтобы сдать ЕГЭ по истории, нужно знать примерно 500 исторических дат. Чтобы сдать экзамен по литературе, нужно быть знакомым с содержанием четко регламентированного списка произведений, которые зафиксированы в кодификаторе.
Далеко не факт, что в сборнике на 20, 30 или даже 50 вариантов для подготовке к ЕГЭ по истории встретятся все 500 дат, а в сборнике по литературе можно будет найти все произведения из кодификатора.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© Visualrian.ru
Отсутствие связи между изученными заданиями
Образовательная программа устроена так, что после изучения любого материала школьники сначала решают задания такого же типа в классе, затем получают схожие на дом, чтобы закрепить знания.
Если выпускник работает со сборником, у него не будет формироваться в голове схема изучения материала:
• узнал, как решать задание;
• отработал решение.
После изучения логарифма в математике его нужно повторить несколько раз, решить сложные и простые вариации заданий. Иначе все забудется.
После того, как обладатель сборника найдет в книге задание на логарифмы, решит его и захочет закрепить знания, ему скорее всего придется воспользоваться Гуглом.
Так как далеко не факт, что в этой же книге представлено еще по крайней мере одно задание такого же типа.
Еще пример. У выпускника есть проблемы с культурой XX века в экзамене по истории. Готовясь к ЕГЭ с помощью сборника, отработать эту тему полностью не получится. В представленных 20-30-50 вариантах культура XX века может быть освещена в ограниченном количестве.
Нелогичная последовательность
Некоторые вещи логично изучать друг за другом. Не просто так существует утвержденная школьная программа со строгой последовательностью тем.
Например, бесполезно учить электродинамику, если школьник не разобрался с базовой механикой.
Эта взаимосвязь есть везде. Даже если кажется, что ее нет.
Например, обществознание — пять блоков тем, которые, казалось бы, можно готовить в отрыве друг от друга. Но и здесь, когда мы начинаем говорить про политику, нужно понимать основы экономики и роль государства в экономике.
Все темы взаимосвязаны, и существует регламентированная последовательность, которая помогает усваивать материал step-by-step. Появляется системность.
Историю логично учить последовательно, а не вырывать разные кусочки материала из IX, XVI или XX веков.
Системный подход позволяет избежать зубрежки сотен дат.
Школьник со временем начинает понимать, какое событие в какой период произошло.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© Visualrian.ru
Сборники могут содержать неактуальные задания
Сборники, которые лежат в августе-сентябре на книжных полках, во многих случаях были напечатаны весной. А актуальные демоверсии выходят в конце августа.
Прямо сейчас каждый читатель этой статьи может устроить свою собственную проверку сборникам по подготовке к экзаменам: пойти в магазин, найти сборник вариантов ОГЭ по физике и просто посмотреть на дату выпуска книжки. Физика в этом году изменилась достаточно сильно. Как вы думаете, выкинули ли с книжных полок неактуальные сборники, которые были напечатаны весной?
Сборник сборнику рознь. Не все книги по подготовке к ЕГЭ «плохие».
Их делают разные люди, разные компании, они проходят разную проверку. Очевидно, что сборники сегодня являются важнейшими составляющими при подготовке школьников к сдаче единого государственного экзамена. Но cборник — это тренажер, а не инструмент самостоятельной подготовки.
Школьник, который решил все варианты из сборника ЕГЭ по истории и посчитал, что этого будет достаточно для сдачи экзамена на высокий балл, может встретить на экзамене много сюрпризов. Но в то же время правильное использование сборников может вовремя помочь выявить проблемы ученика, а также подготовиться к формату экзамена.
Фото: VOSTOCK
Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!