Опубликовано 07 ноября 2019, 00:30

Почему самостоятельная подготовка по сборникам ЕГЭ не дает результатов

Существует как минимум четыре причины, почему занятия по сборникам ЕГЭ должны быть дополнительным, а не основным способом подготовки к экзамену.
Почему самостоятельная подготовка по сборникам ЕГЭ не дает результатов

© VOSTOCK

«ЕГЭ близко», — пугают учителя выпускников. Одни, услышав эти слова, бегут искать репетитора или подготовительные курсы, другие заходят в интернет и покупают сборники по подготовке к ЕГЭ, надеясь, что несколько десятков решенных вариантов помогут подготовиться к сдаче экзамена. Но даст ли подготовка по сборникам такой же эффективный результат, как занятия на курсах или с репетитором?

Об этом «Летидор» попросил рассказать руководителя департамента исследований и разработок MAXIMUM Education Елену Провозен.

Сборник ЕГЭ: полноценная подготовка или тренажер

Заглянув в описание любого сборника, можно найти примерно такое вступление: «В сборнике представлены 30 типовых вариантов ЕГЭ по математике (или любому другому предмету), инструкции, комментарии к ответам, критерии оценки».

И дана мотивация к покупке: «Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов предоставляет обучающимся возможность самостоятельно подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а также объективно оценить уровень своей подготовки к экзамену».

Сборники действительно можно и нужно использовать в качестве тренажеров для тренировки типовых вариантов и подготовке к формату экзамена.

Однако лучше всего делать это под контролем преподавателя, который будет в состоянии оценить, в каких темах есть пробелы и что нужно сделать, чтобы эти пробелы устранить.

Теперь к вопросу о самостоятельной подготовке по сборникам. Реально ли подготовиться к ЕГЭ, используя только типовые задания из сборника?

Вряд ли. И вот почему.

Вариантов мало — заданий много

Подготовка к единому государственному экзамену — сложный многоуровневый процесс, так как в ЕГЭ включают задания из школьной программы с 5 по 11 класс.

Очевидно, что в 30 вариантов из упомянутого выше сборника невозможно поместить весь школьный курс.

Чтобы сдать ЕГЭ по истории, нужно знать примерно 500 исторических дат. Чтобы сдать экзамен по литературе, нужно быть знакомым с содержанием четко регламентированного списка произведений, которые зафиксированы в кодификаторе.

Далеко не факт, что в сборнике на 20, 30 или даже 50 вариантов для подготовке к ЕГЭ по истории встретятся все 500 дат, а в сборнике по литературе можно будет найти все произведения из кодификатора.

Почему самостоятельная подготовка по сборникам ЕГЭ не дает результатов

© Visualrian.ru

Отсутствие связи между изученными заданиями

Образовательная программа устроена так, что после изучения любого материала школьники сначала решают задания такого же типа в классе, затем получают схожие на дом, чтобы закрепить знания.

Если выпускник работает со сборником, у него не будет формироваться в голове схема изучения материала:

• узнал, как решать задание;

• отработал решение.

После изучения логарифма в математике его нужно повторить несколько раз, решить сложные и простые вариации заданий. Иначе все забудется.

После того, как обладатель сборника найдет в книге задание на логарифмы, решит его и захочет закрепить знания, ему скорее всего придется воспользоваться Гуглом.

Так как далеко не факт, что в этой же книге представлено еще по крайней мере одно задание такого же типа.

Еще пример. У выпускника есть проблемы с культурой XX века в экзамене по истории. Готовясь к ЕГЭ с помощью сборника, отработать эту тему полностью не получится. В представленных 20-30-50 вариантах культура XX века может быть освещена в ограниченном количестве.

Нелогичная последовательность

Некоторые вещи логично изучать друг за другом. Не просто так существует утвержденная школьная программа со строгой последовательностью тем.

Например, бесполезно учить электродинамику, если школьник не разобрался с базовой механикой.

Эта взаимосвязь есть везде. Даже если кажется, что ее нет.

Например, обществознание — пять блоков тем, которые, казалось бы, можно готовить в отрыве друг от друга. Но и здесь, когда мы начинаем говорить про политику, нужно понимать основы экономики и роль государства в экономике.

Все темы взаимосвязаны, и существует регламентированная последовательность, которая помогает усваивать материал step-by-step. Появляется системность.

Историю логично учить последовательно, а не вырывать разные кусочки материала из IX, XVI или XX веков.

Системный подход позволяет избежать зубрежки сотен дат.

Школьник со временем начинает понимать, какое событие в какой период произошло.

Почему самостоятельная подготовка по сборникам ЕГЭ не дает результатов

© Visualrian.ru

Сборники могут содержать неактуальные задания

Сборники, которые лежат в августе-сентябре на книжных полках, во многих случаях были напечатаны весной. А актуальные демоверсии выходят в конце августа.

Прямо сейчас каждый читатель этой статьи может устроить свою собственную проверку сборникам по подготовке к экзаменам: пойти в магазин, найти сборник вариантов ОГЭ по физике и просто посмотреть на дату выпуска книжки. Физика в этом году изменилась достаточно сильно. Как вы думаете, выкинули ли с книжных полок неактуальные сборники, которые были напечатаны весной?

Сборник сборнику рознь. Не все книги по подготовке к ЕГЭ «плохие».

Их делают разные люди, разные компании, они проходят разную проверку. Очевидно, что сборники сегодня являются важнейшими составляющими при подготовке школьников к сдаче единого государственного экзамена. Но cборник — это тренажер, а не инструмент самостоятельной подготовки.

Школьник, который решил все варианты из сборника ЕГЭ по истории и посчитал, что этого будет достаточно для сдачи экзамена на высокий балл, может встретить на экзамене много сюрпризов. Но в то же время правильное использование сборников может вовремя помочь выявить проблемы ученика, а также подготовиться к формату экзамена.

Фото: VOSTOCK

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!