Формирование образа буквы: как научить ребенка писать правильно
Вот и настал новый учебный год. Первое сентября – это праздник, за которым неизбежно наступают учебные будни. И не всегда этот процесс и у детей, и у взрослых вызывает положительные эмоции.
Уже на первых этапах обучения ребенок сталкивается с трудностями различного характера: кому-то трудно организовать себя во время урока, кто-то не может понять математическое задание, а у кого-то обнаруживаются затруднения при обучении чтению или письму. Именно на трудностях усвоения навыка письма мне хочется остановиться.
Все получается у первоклашки: задачи и примеры «щелкает как орешки», стихи заучивает с легкостью, а вот с буквами он «не дружит». Трудно запомнить в какую сторону та или иная буква повернута, куда надо вести линию при написании определенных элементов буквы. Если в этот момент не помочь малышу, то у него в недалеком будущем, а точнее к концу обучения в первом классе, может сформироваться стойкое нарушение письма – дисграфия.
Ошибка на ошибке: как определить, что у ребенка дисграфия
В предыдущей статье я уже упоминала термин « дисграфия», говорила о том, какие ошибки на письме должны насторожить родителей и учителей, с какими ошибками в письменных работах необходимо обращаться к логопеду. Дисграфия чаще встречается у учащихся начальной школы. Важно помнить, что дисграфия – это стойкое нарушение письма. Оно мешает детям успешно овладеть письмом. В случае, если это нарушение не исправить на начальном этапе обучения, оно может проявиться в более зрелом возрасте, при обучении в старших классах.
Первый человек, который должен обратить внимание на специфические ошибки в письменных работах учащихся – учитель класса. Он забьет тревогу и посоветует родителям обратиться за помощью к логопеду. В моей практике встречались ученики с различными проявлениями дисграфии: одни дети пропускали буквы и даже слоги в словах, другие – писали буквы и цифры в обратную сторону, третьи – в предложении все слова писали слитно, а четвертые – не могли запомнить, как пишутся буквы (вместо т писали п, вместо д – б), были и такие учащиеся, которые переставляли слоги в словах. В результате таких перестановок в их письменных работах появляются слова, не соответствующие содержанию, например, вместо «кто» они пишут «кот», а вместо слова «магазин» в тетради появляется «магазим».
Причины ошибок
Их много, и они носят различный характер.
Замены на письме букв , обозначающих близкие по звучанию звуки, например л – р, б – п, м – мь, ч – ть и т. д., могут происходить в результате логопедических нарушений: нарушение звукопроизношения или фонематического восприятия (слышит один звук, а воспроизводит другой).
В основе таких нарушений могут лежать и психологические особенности развития ребенка: недостаточный самоконтроль, неумение совмещать несколько операций в процессе выполнения одного действия, например, диктовать себе и писать, контролируя правильность написания безударных гласных в корне слова. Отсюда следует, что в процессе коррекционной работы может понадобиться помощь нескольких специалистов.
Замены букв , сходных по оптическому признаку (сходные по написанию буквы), например: л – м, б – д, о – а.
«Зеркальные» ошибки , например: З–Є, С–Э (написание букв в обратную сторону).
Пропуски или добавление элементов букв , например: и – ш, ш – щ, п – m.
В основе этих нарушений лежит несформированность зрительно-моторных функций, нарушение моторики и пространственного восприятия, а также явное или скрытое левшество.
Давайте вернемся с вами к началу обучения. Редко кто-то из взрослых вспомнит, как он начинал учиться читать или писать. Владение речью является залогом успеха во всех областях человеческой деятельности. Разные виды речевых умений формируются по-разному. Одними умениями можно овладеть по подражанию, другими – в ходе специальных занятий.
Остановлюсь на процессе письма. Письмо является одним из видов речевой деятельности, которым овладевают в ходе специального обучения.
Это очень сложный многоэтапный процесс. Если говорить профессиональным языком, в этот процесс входит соотнесение мысли со структурой предложения, деление предложения на слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание этих звуков, соотнесение звука со зрительным образом буквы и воспроизведение рукой зрительного образа буквы. А если говорить кратко: услышали предложение – написали его. У взрослых эти процессы происходят автоматически. Они не задумываются и не вспоминают, как пишется та или иная буква. У взрослых сформирован образ буквы.
Формирование образа буквы – один из способов предупреждения нарушения письма у младших школьников. На ранних этапах обучение письму может доставлять множество огорчений как самим первоклассникам, так и их родителям и учителям. Чаще всего трудности возникают у тех детей, которые невнимательны, плохо ориентируются в пространстве (путают право – лево) или на листе бумаги (не понимают, где низ, где верх), у которых плохо развита мелкая моторика. Такие учащиеся с трудом справляются с пуговицами и со шнурками, не любят рисовать, неправильно держат карандаш или ручку.
Для развития мышц мелкой моторики существуют специальные упражнения. Лепка, изготовление аппликаций, составление рисунков из мозаики способствуют развитию руки. В дошкольном отделении школы, где я работаю, развитию мелкой моторики уделяется большое внимание как со стороны учителей, так и со стороны психологов и логопедов на специальных занятиях. От того, насколько развита рука малыша, зависит успех в овладении письмом в школе.
Более сложная работа начинается в школе, когда дети учатся писать элементы букв, а потом и буквы. На этом этапе особое внимание надо обращать на наклоны букв, их размеры и расстояние между элементами. От успешности подготовительного периода зависит хороший результат основного этапа, когда дети будут учиться писать целые слова.
Но выучить буквы – это не значит научиться читать и писать. Каждая буква на уроке разбирается на знакомые элементы, которые потом соединяются между собой. Написание отдельных элементов затруднений не вызывают, дети следят только за размерами, наклоном и шириной букв. Написание правильных красивых букв – первый шаг к овладению письмом. На этом этапе формируется образ буквы. Необходимо, чтобы ребенок понял принцип письма, научился соотносить звуки и буквы. Ему надо объяснить, что всем буквам (кроме ъ и ь) соответствуют определенные звуки и наоборот, звуки обозначаются определенными буквами.
При списывании необходимо, чтобы первоклассник обязательно перечитывал написанное и соотносил с образцом, так как дети могут пропускать, заменять или дублировать буквы и слоги. Если такие ошибки, как пропуск и перестановка букв, можно объяснить невнимательностью, отсутствием привычки к проговариванию, то замены букв на письме должны послужить серьезным поводом для беспокойства и для обращения за помощью к логопеду. Более точно установить причину таких ошибок могут только специалисты в школе – учителя, логопеды, психологи.
Если ученик систематически использует при письме вместо одной буквы другую (б вместо д, ш вместо щ, и вместо у и т. д.), необходимо прежде всего выяснить причину этой ошибки. Для того, чтобы это определить, надо попросить ребенка произнести следом за взрослым отдельные звуки или слоги, обозначаемые этими буквами. Если задание выполнено правильно, значит, ребенок слышит и улавливает разницу между звуками и путает лишь буквы. Буквы рукописного шрифта – это различные комбинации определенных элементов, принятых в графической системе языка. В случае замены букв ученику надо напомнить, каким знаком обозначается на письме данный звук.
В школе знакомство с буквами необходимо проводить параллельно с изучением соответствующего звука, что позволяет добиться более быстрого запоминания зрительного образа.
На письме учащиеся нередко делают ошибки на смешение элементов букв у-и, б-д и т. д. Это можно объяснить тем, что в строчных буквах русского алфавита (и, ш, а, в) элемент, опускающийся ниже строчки, встречается чаще, чем верхний элемент букв у и д. Изначально же написание б и д одинаково, поэтому рука автоматически опускается вниз и завершает букву нижним элементом. В результате в тетради учитель увидит запись: «Домашняя радота» вместо «Домашняя работа», то есть происходит замена письменных строчных букв б-д.
С переходом на стадию связанного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с повышением темпа и увеличением объема письменных работ. Смешение букв снижает не только качество письма, но и чтения, хотя существуют различия между печатными и письменными буквами. При отсутствии коррекционных и профилактических мер они тормозят развитие речемыслительной деятельности школьников.
Чаще всего у детей, делающих такие ошибки, не сформировался на начальных этапах обучения образ буквы. Ребенку необходимо объяснить, что каждая буква – это особый рисунок. Вместе с тем буквы похожи на небуквенные изображения: буква о похожа на обруч, а буква ю на юлу и т. д. Если у первоклассника сформированы образы букв, то в дальнейшем это поможет избежать замены букв в его письменных работах. Сначала можно попросить детей изобразить то, что у них ассоциируется с той или иной буквой или звуком, который обозначает эта буква. Потом детям предлагаются рисунки, обобщающие их ассоциации. На этих рисунках буквам соответствуют похожие на них предметы, животные и т. д. для закрепления этой связи сочиняются стихи.
Некоторые примеры рисунков и стихов, которые помогают сформировать образ буквы, представлены ниже. Дальше вы можете сами пофантазировать, как это делаем мы в школе вместе детьми.
Демонстрируя первоклашкам сходство и различие при написании букв Э и С, тем самым мы формируем образ этих букв и предупреждаем «зеркальность» Э и С. Очень хороший результат дает лепка этих букв.
Первое знакомство с Ъ и Ь знаками происходит в период знакомства с буквами. Эти буквы не обозначают звуков. Значит, при замене на письме Ъ и Ь знаков надо опираться только на сходство и различие в написании этих букв. При формировании образов Ъ и Ь рекомендуется обратиться к стихам. Лепка букв тоже поможет запомнить их написание. Позднее, узнав правила написания Ъ и Ь, учащиеся будут различать их, опираясь на эти правила.
Замены на письме букв Ш и Щ – очень распространенная ошибка. Кроме того, эта ошибка может проявляться в более зрелом возрасте, если не проводить коррекционную работу на начальном этапе обучения письму. В своей работе я провожу параллель между звуками и буквами, которые эти звуки обозначают. Говорю детям о том, что эти звуки относятся к одной группе: шипящие, но один из них – твердый, а другой – мягкий. Условно, слышим мягкий звук Щ – не забываем писать «петельку» у буквы, как бы обозначаем мягкость. Твердый звук обозначается буквой Ш без «петельки».
Неумение различать заглавные буквы У и Ч так же, как и неспособность дифференцировать букв Ш – Щ, можно увидеть в письменных работах у учащихся средней школы. Формирование образа заглавной буквы У ассоциируется со звуком У ( при произнесении звука У губы вытянуты вперед, и при написании буквы нижний элемент «смотрит» вперед). В этой работе поможет рисунок.
При формировании образа заглавная буква Ч смотрим на изображение «чайника»: носик – впереди, а ручка – сзади. Так же и у буквы Ч верхний элемент «смотрит» вперед, а нижний – назад.
При замене строчных букв П–Т обратите внимание на количество элементов в этих буквах. Буква П ассоциируется со словом «пара» (два элемента в букве), а буква Т – со словом «три» (три элемента в слове). Рисунки и стихи тоже помогут в формировании образов этих букв.
Строчные буквы Б и Д отличаются только одним элементом, поэтому замены этих букв на письме встречаются очень часто. При знакомстве с этими буквами именно на эти элементы надо обратить внимание учащихся. Строчная буква Б похожа на белочку, которая держит хвостик вверх. Обратить внимание на рисунок. Строчная буква Д похожа на дятла, а у дятла хвостик опущен вниз. Если ребенок нарисует такие рисунки, слепит буквы из пластилина, у него сформируется правильные образы букв.
– Нарушение письма может привести к трудностям при обучении грамматике родного языка.
– Правильно сформированный образ буквы уменьшает риск возникновения нарушения письма.
– При формировании образа букв соотносите букву со звуком, который она обозначает, опирайтесь на тактильное восприятие( лепите буквы), проводите ассоциации между буквой и предметом, похожим на эту букву, делайте рисунки – ассоциации.
Читать по теме:
Логопед: дислексия – не приговор
ФНР и ОНР: когда родителям бить тревогу и бежать к логопеду?