Логопед: дислексия - не приговор
Логопед: дислексия - не приговор
Мы уже говорили о том, что в настоящее время снижается интерес к чтению у детей. Существует много психологических и педагогических приемов, способствующих развитию интереса к чтению. Но не для всех детей эти приемы эффективны. В каждом классе есть учащиеся, которым никак не «дается» чтение. Очень часто в этих случаях специалисты ставят диагноз дислексия. Что это и о чем говорит этот диагноз?
Согласно научному определению «дислексия – это частичное специфическое нарушение чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера». Проще говоря, если у ребенка есть нарушения восприятия, памяти, речи, то, скорее всего, он столкнется с трудностями при обучении чтению.
В англо-американской клинической психологии диагноз «дислексия» говорит не только о нарушении чтения, но и письма. В русском языке нарушение письма называется дисграфией. Дислексия, к сожалению, явление частое. Среди детей с нормальным уровнем интеллектуального развития такой диагноз стоит у 5-8%. У мальчиков это нарушение встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. У детей с нарушением речи процент гораздо выше – до 50%.По мнению физиологов и неврологов, существует генетическая предрасположенность к дислексии, которая может наблюдаться у нескольких членов семьи. Диагноз дислексия обычно ставится к концу 1 класса, но часто отдельные проявления дислексии остаются и в более зрелом возрасте.
Группы риска
Для того чтобы справиться с этой проблемой, надо знать о причине ее возникновения. Причин может быть много: психологические, физиологические. Остановимся на самых распространенных. Кто же находится в группе риска?
- • 30% - результат патологии беременности, родов;
- • физически слабые, часто болеющие дети, быстро истощаемые, не выдерживающие большой нагрузки;
- • дети с различными неврологическими заболеваниями, перенесшие черепно-мозговые травмы;
- • дети, у которых отмечается задержка развития тех или иных функций: речевого развития, моторных функций;
- • медлительные дети (темп деятельности);
- • леворукие дети (особенности функционирования отдельных отделов головного мозга);
- • дети с нарушением слуха и зрения;
- • дети билингвисты (общение в семье на двух и более языках).
В зависимости от причины нарушения чтения, помогать в решении этой проблемы будут различные специалисты: невролог, невропатолог, логопед, сурдопедагог. Не будем останавливаться на тех случаях, когда нарушение чтения возникает в результате снижения уровня интеллекта, различных органических поражений головного мозга, нарушений слуха и зрения.