Опубликовано 13 октября 2015, 13:10

ФНР и ОНР: когда родителям бить тревогу и бежать к логопеду?

Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи и почему оно менее страшно, чем общее недоразвитие речи? Кто поможет, кто виноват и куда бежать, чтобы исправить?
ФНР и ОНР: когда родителям бить тревогу и бежать к логопеду?

ФНР и ОНР: когда родителям бить тревогу и бежать к логопеду?

Первый раз ребенок посещает логопеда в возрасте трех лет. Однако, если есть речевые нарушения, специалист ставит соответствующий диагноз и рекомендует начинать коррекционную работу в зависимости от вида нарушения с двух-трех лет. Родителей, как правило, пугают непонятные им аббревиатуры.

Чаще всего логопеды выявляют у маленьких пациентов ФНР и ОНР. Что скрывается за этими буквами и какая разница между этими обозначениями речевых нарушений? Отвечает Ирина Григорьевна Лотышова, преподаватель методики развития речи Ленинградского социально-педагогического колледжа, учитель-логопед.

ФНР (ФФНР) в логопедии — что это?

За аббревиатурой ФНР (ФФНР) скрывается фонетико-фонематическое недоразвитие речи – то есть нарушение звукопроизношения. Слова нечетко выговариваются из-за:

– дефектов периферического речевого аппарата (особенного строения челюстей или укороченной уздечки; неправильное строение неба (слишком высокого, низкого, плоского); узких или массивных губ;

– привычки неправильно их говорить на фоне отсутствия дефектов в строении артикуляционного аппарата.

Чтобы было легче определить ФНР, вот наиболее типичные его проявления:

– ребенок использует один и тот же звук для замены двух или более звуков. Например, произносит «ть» вместо звуков «с», «ч», «ш» («тяска» вместо «чашка» или «тяпка» вместо «шапка»);

– замещает сложные звуки словами, у которых более простая артикуляция. К примеру: «лыба» – рыба, «фуба» – «шуба»;

– произносит слова правильно, но при соединении их в предложения заменяет сложными звуки близкими по артикуляции.

– «смазанная» речь;

– нечеткая дикция;

– ошибки в окончаниях;

– сложности с употреблением предлогов;

– ошибки в согласовании существительных с прилагательными и числительными.

Причины возникновения ФНР

Среди причин развития фонетического недоразвития речи:

– воздействие вредных факторов в дородовой, родовой и послеродовой периоды развития.

– сюсюканье при общении с маленьким ребенком;

– подражание ребенка сверстникам, которые говорят с речевыми нарушениями;

– родительская халатность по отношению к развитию речи у малыша;

– проблемы со слухом;

– неумение ребенка владеть своим языком;

– если родители говорят с малышом на разных (иностранных) языках.

Какие специалисты способны исправить ФНР

После того, как установлена причина фонетического недоразвития речи, необходимо ее устранить. Если причина в дефекте периферического речевого аппарата, то есть она кроется в исправлении прикуса, зубного ряда, «подрезании» уздечки – требуется помощь врача-ортодонта.

В случае необходимости коррекции звукопроизношения надо обращаться к логопеду.

Как происходит исправление ФНР

Исправление фонетического недоразвития речи необходимо начинать с четырех лет. Происходит это путем логопедических занятий. Работа это непростая и продолжительная. Ведь дети чаще всего не способны заниматься подолгу. Поэтому исправление нарушений речи необходимо проводить в игровой форме. При фонетических нарушениях рекомендуется не только развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, но и мелкой и общей моторики, развития речевого дыхания, психических процессов.

1 из 3

ПредыдущаяЧто такое ОНР?