Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи и почему оно менее страшно, чем общее недоразвитие речи? Кто поможет, кто виноват и куда бежать, чтобы исправить? Первый раз ребенок посещает логопеда в возрасте трех лет. Однако, если есть речевые нарушения, специалист ставит соответствующий диагноз и рекомендует начинать коррекционную работу в зависимости от вида нарушения с двух-трех лет. Родителей, как правило, пугают непонятные им аббревиатуры. Чаще всего логопеды выявляют у маленьких пациентов ФНР и ОНР. Что скрывается за этими буквами и какая разница между этими обозначениями речевых нарушений? Отвечает Ирина Григорьевна Лотышова, преподаватель методики развития речи Ленинградского социально-педагогического колледжа, учитель-логопед.ФНР (ФФНР) в логопедии — что это?За аббревиатурой ФНР (ФФНР) скрывается фонетико-фонематическое недоразвитие речи – то есть нарушение звукопроизношения. Слова нечетко выговариваются из-за: – дефектов периферического речевого аппарата (особенного строения челюстей или укороченной уздечки; неправильное строение неба (слишком высокого, низкого, плоского); узких или массивных губ; – привычки неправильно их говорить на фоне отсутствия дефектов в строении артикуляционного аппарата. Чтобы было легче определить ФНР, вот наиболее типичные его проявления: – ребенок использует один и тот же звук для замены двух или более звуков. Например, произносит «ть» вместо звуков «с», «ч», «ш» («тяска» вместо «чашка» или «тяпка» вместо «шапка»); – замещает сложные звуки словами, у которых более простая артикуляция. К примеру: «лыба» – рыба, «фуба» – «шуба»; – произносит слова правильно, но при соединении их в предложения заменяет сложными звуки близкими по артикуляции. – «смазанная» речь; – нечеткая дикция; – ошибки в окончаниях; – сложности с употреблением предлогов; – ошибки в согласовании существительных с прилагательными и числительными. Причины возникновения ФНР Среди причин развития фонетического недоразвития речи: – воздействие вредных факторов в дородовой, родовой и послеродовой периоды развития. – сюсюканье при общении с маленьким ребенком; – подражание ребенка сверстникам, которые говорят с речевыми нарушениями; – родительская халатность по отношению к развитию речи у малыша; – проблемы со слухом; – неумение ребенка владеть своим языком; – если родители говорят с малышом на разных (иностранных) языках. Какие специалисты способны исправить ФНР После того, как установлена причина фонетического недоразвития речи, необходимо ее устранить. Если причина в дефекте периферического речевого аппарата, то есть она кроется в исправлении прикуса, зубного ряда, «подрезании» уздечки – требуется помощь врача-ортодонта. В случае необходимости коррекции звукопроизношения надо обращаться к логопеду. Как происходит исправление ФНР Исправление фонетического недоразвития речи необходимо начинать с четырех лет. Происходит это путем логопедических занятий. Работа это непростая и продолжительная. Ведь дети чаще всего не способны заниматься подолгу. Поэтому исправление нарушений речи необходимо проводить в игровой форме. При фонетических нарушениях рекомендуется не только развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, но и мелкой и общей моторики, развития речевого дыхания, психических процессов.Диагноз «Общее недоразвитие речи» (ОНР) ставится малышу, если логопед выявляет у него ограничение активного и пассивного словарного запаса, недостатки грамматического строя речи, нарушения просодической стороны речи. Дети разговаривают простыми нераспространенными предложениями, не могут обобщать слова и заменять их синонимами. У детей с общим недоразвитием речи выделяют 4 уровня речевого развития: – 1 уровень: у ребенка полностью отсутствует общеупотребительная речь; – 2 уровень: очень бедный словарный запас; – 3 уровень: появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон; – 4 уровень: остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Вот наиболее типичные проявления ОНР: – дети начинают разговаривать примерно в 3–4 года. В наиболее сложных случаях – в возрасте 5 лет; – речь малопонятна; – дети не понимают значения многих слов; – нечеткая артикуляция; – неустойчивое произношение звуков; – разговаривают лишь простыми предложениями. Причины возникновения ОНР Общее недоразвитие речи характерно для детей, беременность мам которых протекала со сложностями: с внутриутробной гипоксией или резус-конфликтом. Также причины могут крыться в сложных родах – с родовыми травмами и асфиксией (расстройства дыхания из-за недостатка кислорода). Общее недоразвитие речи – это отражение перенесенных в раннем детстве частых инфекций или хронических заболеваний, а также черепно-мозговых травм. Обратите внимание и на тот факт, что речевое развитие во многом тормозит дефицит внимания и общения, а также неблагоприятная среда (когда взрослые мало общаются с ребенком, неправильно произносят слова). Какие специалисты способны исправить ОНР Перед тем, как начать коррекционную работу, на предварительном этапе диагностического обследования речи логопед совместно с невропатологом выясняют у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка. Как происходит исправление ОНР Исправление общего недоразвития речи необходимо начинать как минимум с трехлетнего возраста. Это очень трудоемкий и продолжительный процесс. Его техника зависит от того, какой уровень ОНР у малыша: первая, вторая, третья или четвертая стадии.Фонетическое недоразвитие речи характерно для большинства малышей. Ведь практически каждый из них не справляется с произношением тех или иных звуков. Иногда это проходит с возрастом. В ряде случаев требуется помощь логопеда. Общее недоразвитие речи встречается примерно у 40% детей с речевой патологией. И здесь очень важно не затягивать с обращением к логопеду. Ведь чем раньше будет начата коррекция, тем лучше будет результат. Если у вашего ребенка выявлено речевое нарушение, паниковать не надо: занятия с логопедом способны творить чудеса. Главное – терпение! Поддерживайте ребенка, помогайте ему, следуйте рекомендациям логопеда и выполняйте упражнения, заданные «на дом». И все у вас получится! Об этом очень важно знать: Ошибка на ошибке: как определить, что у ребенка дисграфия? Логопед: дислексия – не приговор