Директор школы №2095: «ЕГЭ – не повод для истерики»
Выпускные экзамены в школах не за горами. Эффективно ли учителя готовят наших детей к ЕГЭ, и как эксперты оценивают систему отечественного образования? Эти и другие вопросы Рамблер/Семья задает руководителям школ, гимназий и лицеев, вошедших в список 500 лучших по итогам 2015 года.
Герой очередного нашего интервью — Илья Новокрещенов, директор ГБОУ «Школа №2095 «Покровский квартал».
Илья Новокрещенов / Фото: sch2095c.mskobr.ru
Илья Владимирович, как давно Вы работаете в сфере образования?
15 лет.
Что позволило Вашей школе занять почетное место в рейтинге лучших? По каким критериям родители могут распознать школу с качественной системой образования и квалифицированными педагогами, на что в первую очередь нужно обратить внимание?
Критерии рейтинга опубликованы. Они, прежде всего, касаются результатов, которые показывают дети, а именно эти результаты и являются показателем работы школы. Хочу отдельно отметить, что эти результаты измеряются не в процентах, а в количестве детей, что позволяет избежать «гонки за процентами». Речь идет о достижениях детей и учителей.
Любому родителю сейчас доступны сведения о качестве работы школы, именно на них и стоит опираться при выборе образовательной организации. А родителям детей-первоклассников я также посоветовал бы познакомиться с учителями начальных классов и принимать во внимание транспортную доступность школы — негоже маленькому ребенку тратить по 3-4 часа в дороге на другой конец города.
Ощущаете ли Вы последствия образовательной реформы? Согласно летнему опросу, более 70% россиян считают, что школьные реформы прошли мимо учреждений, в которых учатся их дети.
Если честно, я не знаком с результатами данного опроса — не знаю, кто и как его проводил, а это очень важно.
Безусловно, модернизация системы столичного образования привела на практике к резкому повышению результатов, которые показывают наши дети, цифры бесстрастно свидетельствуют нам об этом — достаточно посмотреть открытую статистку по городу. Многие россияне могли не заметить результатов по разным причинам. Во-первых, не во всех регионах, как в Москве, удалось достичь значимого продвижения. Во-вторых, сегодня не все школы умеют представить родителям и обществу результаты своей работы.
Да и потом, все как-то привыкли к тому, что у нас есть «проблемы в образовании». Правда, никто не может сформулировать, что же это за проблемы такие. А ведь у нас объективно одна из лучших систем среднего образования в мире.
Сейчас много критики в адрес ЕГЭ. Противники системы утверждают, что детей стали «дрессировать», а не учить, поэтому они хорошо решают тесты, но не получают знаний. Что Вы думаете по этому поводу?
ЕГЭ — уже давно обычное для школы мероприятие, в нем нет ничего экстраординарного. Это просто предъявление выпускником государству и обществу результатов своей учебы. Уже пора, как мне кажется, заканчивать с истерикой по этому поводу. Есть ли в ЕГЭ какие-то вещи, которые нужно изменить или улучшить? Есть. Предстоит еще много работы, но она идет. Например, совершенствуются контрольно-измерительные материалы.
С другой стороны, люди почему-то относятся к ЕГЭ как к чему-то отдельному от школы, к чему нужно как-то по-особенному готовиться. Но ведь ЕГЭ формируется на основании учебных материалов, которые изучаются в школе. В экзамене нет ничего такого, к чему не был бы подготовлен ребенок. И в этом смысле все обучение так или иначе подводит школьника к сдаче ЕГЭ. Нужно ли специально натаскивать? Не уверен. Можно разбирать типовые задания, помогать ребенку подготовиться к самой процедуре. И эта работа ведется.
Важно также отметить, что ключевое умение, которое закладывается в школе — это не умение решать тесты, да и не освоение некоего количества знаний. Ключевая задача школы сегодня — помочь ребенку научиться получать знания, грамотно работать с общедоступной информацией, понять и осознать себя в качестве ответственной личности, работать над своим внутренним развитием, уметь общаться с разными людьми, уметь любить и так далее.
Директор лицея №239: «Школа – это ДНК общества»
Частные вузы: зачем они нужны и кто в них поступает
Как Вы относитесь к нововведению — ЕГЭ для младшеклассников? Целесообразно ли введение такого экзамена, если ЕГЭ для выпускников по сей день вызывает массу недовольства у педагогов, родителей и самих школьников?
В Москве уже не первый год проводится обязательная диагностика в 4-х классах. Ничего опасного или неприемлемого в этом я не вижу.
С 2015 года Минобрнауки вводит в средней школе новый образовательный стандарт, с 2020-го аналогичные нововведения планируются в старшей школе. Что, на Ваш взгляд, изменится после внедрения данного стандарта?
Стандарты второго поколения, разработка и апробация которых велась не один год, сегодня более чем актуальны. Я считаю, что мы даже запаздываем с их внедрением. Здесь, конечно, есть риски, главный из которых — симуляция работы по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Этот риск касается, прежде всего, учителей. Планируемые результаты описаны в стандартах, а достигнем ли мы их — узнаем в будущем.
От себя добавлю, что в нашей школе часть 10 и 11 классов еще с прошлого года перешли на новые стандарты образования. Есть ли какие-то отличные от предыдущих результаты — покажет завершающийся учебный год (в этом году мы впервые выпускаем детей, которые обучаются по ФГОС).
Но уже сейчас очевидно, что в нашей школе, например, вдвое (по сравнению с 2014 годом) увеличилось количество детей-призеров и победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Предполагается, что в скором времени учителя также будут сдавать ЕГЭ. Позволит ли это улучшить качество образования? Как Вы оцениваете профподготовку современных педагогов?
Я считаю, что учитель, отвечающий за качество образования вверенных ему детей, как минимум должен сам уметь хорошо сдавать экзамены и предъявлять свои результаты. Идея ЕГЭ для учителей полезна для школ, прежде всего, в случае, когда на работу приходит устраиваться новый педагог. Перефразируя Евангелие, если учитель сам был искушен, то он сможет и искушаемым помочь.
Школы идут в ногу со временем, постоянно корректируются образовательные программы. Так, в числе изучаемых предметов могут появиться «основы земледелия», уроки по чтению газет, по ЖКХ. В некоторых школах уже учат делать безопасные селфи. Как Вы относитесь к подобным инициативам? Нужны ли детям эти предметы?
Как отдельные предметы — нет, потому что существует понятие максимальной аудиторной нагрузки на обучающегося. Это значит, что есть строго определенный максимум уроков, которые в течение недели могут появиться в расписании. Введение новых предметов приведет к уменьшению часов на другие предметы. В рамках «классных часов», уроков ОБЖ — пожалуйста. Но давайте будем справедливы — далеко не все неоднозначные инициативы некоторых общественных деятелей принимаются всерьез и обсуждаются.
Как Вы считаете, не пострадает ли качество образования после того, как школы перейдут на односменный режим работы?
Нет.
Директор гимназии №1543: рейтинг школы – заслуга учителей
5 обучающих онлайн-сервисов: как подготовить ребенка к школе
Как Вы относитесь к модульной системе школьных каникул?
Положительно. У нас в школе реализуется именно эта модель, как в наибольшей степени способствующая сбережению здоровья школьников.
Чем, по Вашему мнению, современные дети отличаются от поколения родителей? Действительно ли имеет смысл говорить о поколении Z? И если да, то какие его основные черты? И что не так было в процессе взросления поколения Y?
Конфликт поколений есть всегда. Особенностью нашего времени является то, что поколения сменяются гораздо быстрее, чем раньше. Система образования, с одной стороны, консервативная, то есть она должна передавать подрастающему поколению культурные образцы прошлого. С другой — должна работать на опережение. Второе пока не удается ни одной из образовательных систем. Нам важно уделять внимание развитию личности ребенка, ведь его основные интересы, этапы его психофизического развития остаются примерно теми же, что и 100 и 1000 лет назад.
Поколение Z, выросшее в эпоху технологического бума, имеет целый ряд особенностей восприятия мира и несколько иные способы коммуникации с ним. Это необходимо учитывать и родителям, и педагогам.
Поэтому нам нужно осваивать язык этого поколения, чтобы быть понятными. Поколение Y — как, впрочем, и другие поколения — также имело свои особенности. Они связаны, прежде всего, с тем общекультурным, социальным, экономическим и политическим фоном, на котором росли люди из этого поколения.
Говорить о каких-то системных пробелах в процессе взросления я бы не стал, потому что, на мой взгляд, они так или иначе нивелируются со временем. Главное другое — сам человек, его внутренний мир, который должен задавать основные мировоззренческие ориентиры для деятельности. И в этом смысле сам социокультурный фон отходит на второй план.
На что Вы бы порекомендовали обращать особое внимание в воспитании современной молодежи?
Как я уже говорил, прежде всего, нужно акцентировать внимание на развитии личности человека, становлении его мировоззрения. Но здесь очень важна деликатность. Ребенка невозможно научить — он не объект собственной жизни, он ее субъект, поэтому он должен всему учиться сам. А взрослые должные ему в этом помогать. Помогать, прежде всего, задавая культурные образцы через личный пример, потому что только он способен как-то повлиять на молодого человека.
Если папа ругает ребенка за курение, а сам при этом курит — нет никакого смысла в таком воспитании. Если мама призывает уважительно относиться к людям, а сама в разговорах постоянно осуждает всех и вся — ничего путного из такого воспитания не получится. Если учитель призывает на уроках любить Родину, а сам в соцсетях пишет о том, как же плоха «эта страна», поскорей бы куда-то уехать, ребенок очень быстро перестанет прислушиваться к такому учителю. Так что воспитание подрастающего поколения всецело зависит от нас с вами, от нашего поведения, от нашего отношения к жизни и людям.
Что делать родителям, если учитель придирается к ребенку?
Директор школы «Интеллектуал»: ученикам нужна мотивация
Образование в средней школе стало частично платным. Как, на Ваш взгляд, это сказывается на успеваемости класса в целом? Как в этих условиях справляются учителя? Так, например, некоторые наши читатели-мамы беспокоятся, что современные педагоги ориентированы на репетиторство: ставят детям «двойки», а потом ведут переговоры с родителями, что без дополнительных занятий по вечерам никуда. С этим как-то можно бороться?
Не соглашусь с Вашим утверждением. Образование в средней школе было и остается бесплатным, это гарантия Федерального закона. Если Вы имеете в виду репетиторство, то, конечно, на мой взгляд, в нем самом нет ничего предосудительного, кроме описанного случая конфликта интересов — не должен учитель, преподающий у ребенка, заниматься с ним репетиторством.
С другой стороны, репетиторство — наша дань привычке. Это явление получило массовый характер в 90-е годы, когда каждый вуз имел право самостоятельно формировать программу вступительных экзаменов. Я поступал в университет как раз в то время и хорошо помню, как на экзамене по истории мне попался вопрос, который в школе мы не изучали. Но ведь сейчас этого давно нет — благодаря, кстати, ЕГЭ. Поэтому необходимость в таком массовом репетиторстве, на мой взгляд, уже отпала. Но я понимаю родителей, которые не уверены в результатах работы школы, в которой учится их ребенок, и решают подстраховаться.
Наша большая педагогическая задача — построить такие школы, в которых у родителей не возникало бы необходимости нанимать репетиторов.
В советское время было развито мнение: взрослый всегда прав. Сегодня многие родители, если их что-то не устраивает в педагоге, исходят из позиции, что всегда прав ребенок, идут напрямую в РОНО, подают жалобы, и подобная ситуация наверняка не может не давить на учителей. Это нередко приводит к тому, что педагоги отказываются давать реальную оценку детям, не выдают родителям рекомендаций, что может пойти во вред ребенку. Как построен процесс в Вашей школе? Что делаете Вы, чтобы доносить мысли до родителей? Как гармонизируете пространство в коллективе?
Главное здесь — взаимное доверие. Оно достигается не сразу, но первое, что должна сделать в данном случае школа — «открыться» для родителей. Уже второй год мы реализуем программу «Открытая Школа», в рамках которой все педагогические советы, совещания при директоре, заседания Управляющего совета мы проводим в прямом эфире, и после завершения мероприятия выкладываем на сайт видеозапись. Таким образом, родители всегда имеют возможность знать и понимать: как развивается школа, какие у нее достижения или какие перед ней встают новые задачи.
Следующее — это возможность у каждого родителя обратиться по неразрешенному на месте возникновения вопросу непосредственно к директору школы — на сайте опубликована моя почта, номер мобильного телефона, дважды в неделю я веду прием родителей и сотрудников.
И, конечно, созданные во всех школах, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, куда может обратиться и родитель, и учитель, если имеет место трудноразрешимая конфликтная ситуация.
Как по-вашему, в каком направлении будет дальше развиваться система образования? Есть ли у сегодняшних первоклашек реальный шанс поступить в вузы по окончании школы?
Я уверен, что наша система образования, как и прежде, будет оставаться одной из лучших мире, такой, в которой у каждого ребенка будет возможность получить качественное, доступное образование в соответствии со своими потребностями и возможностями. И тогда у каждого первоклассника будут сформированы все необходимые качества для того, чтобы продолжать свое образование в течение всей жизни.