Образование6 мин.

Более 1500 тем: как готовиться к итоговому сочинению в 2022/23 году

И получить по нему «зачет»!

© Freepik

Начиная с этого учебного года тематические направления для итогового сочинения больше публиковаться не будут. Как это отразится на школьниках и как правильно готовиться, «Летидору» рассказала старший преподаватель русского языка образовательной компании MAXIMUM Education Дарья Попович.

Каким было итоговое сочинение раньше и что изменилось сейчас

С момента введения итогового сочинения в 2014 году ФИПИ каждый август публиковал пять широких тематических направлений, на которые ребята могли ориентироваться при подготовке к испытанию. Хотя сами темы ученики узнавали непосредственно в день экзамена, благодаря четким границам установленных направлений, ребята понимали, что их ждет, и могли заранее подготовить примерный список литературных аргументов, а обзавестись «багажом» написанных сочинений по этим направлениям.

С этого года пяти направлений, известных заранее, не будет. Вместо этого в банке ФИПИ появились три раздела с подразделами:

  1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
  • Внутренний мир человека и его личностные качества
  • Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
  • Познание человеком самого себя
  • Свобода человека и ее ограничения
  1. Семья, общество, Отечество в жизни человека
  • Семья, род; семейные ценности и традиции
  • Человек и общество
  • Родина, государство, гражданская позиция человека
  1. Природа и культура в жизни человека
  • Природа и человек
  • Наука и человек
  • Искусство и человек

© Freepik

Что сильнее всего пугает школьников

Ученики точно так же, как и раньше, получат список конкретных тем в день экзамена, но их будет уже не пять, а шесть. И самое интересное, что, по сути, эти темы известны заранее, поскольку они взяты из банка тем прошлых лет. И несмотря на то, что этот банк закрытый, не составляет труда найти темы, предлагавшиеся ученикам в предыдущие годы. Всего их около 1500, и в дальнейшем это число станет только больше, ведь банк будет пополняться новыми темам.

Один из самых больших страхов выпускников — неизвестность. Ведь никто до последнего не знает, какая именно тема попадется из банка заданий.

Однако не стоит расстраиваться раньше времени! Способ подготовки остается прежним. Главное — понять, какие произведения будут актуальны для каждого из этих разделов, какие эпизоды из этих произведений наиболее содержательны и как их можно раскрыть.

Выбранные произведения нужно изучить вдоль и поперек. Нередко выпускники выбирают повести и романы, которые им посоветовали, но знают их поверхностно: не ориентируются ни в сюжете, ни в героях. Кто-то даже не уверен, как правильно зовут автора. Такое отношение в подготовке повышает риск пересдачи.

Как получить зачет по итоговому сочинению

Критерии и система оценивания не изменились:

Объем (от 250 слов). Правило здесь одно: в процессе написания сочинения обязательно считать слова.

Самостоятельность. Текст не должен быть списан, например, из интернета или сборника.

Само сочинение оценивается по пяти критериям, и потом за всю работу выставляется зачет или незачет. Для того чтобы не «провалить» испытание, нужно, чтобы проверяющий зачел первые два критерия и хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — самому хорошо понимать, о чем пишешь. Этот критерий напрямую связан с тем, что нужно раскрывать тему качественно, не подменять понятия и соотносить свой тезис с доказательством и выводом.

2. Привлечение литературного материала

Для получения зачета обязательно требуется привести хотя бы один литературный аргумент. Можно использовать любые произведения из классики, современной русской или мировой литературы, и даже необязательно из школьной программы. Например, можно использовать «Гарри Поттера» или «Игру престолов»! Однако запрещено брать в качестве аргумента частушки, комиксы или загадки.

Для получения зачета требуется наличие одного аргумента, но можно перестраховаться и использовать, например, два. Если первый проверяющие не засчитают, могут поставить зачет за второй.

Не запрещается брать оба аргумента из одного и того же произведения или использовать один пример из литературы, а другой — истории, обществознания или личного опыта.

Этот лайфхак помогает, если не получается набрать нужное количество слов. Главное, чтобы аргумент относился к теме и подтверждал мнение ученика.

3. Композиция и логика рассуждения

Этот критерий связан с абзацным членением и логичной структурой текста. Идеальное классическое сочинение должно содержать:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение по этому вопросу
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
  • вывод (логичный итог рассуждений)

4. Качество письменной речи

Обычно за этот критерий ученики получают «+», поскольку незачет ставится тогда, когда речь настолько плоха, что мешает понять смысл написанного.

5. Грамотность

«Незачет» поставят в том случае, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

© Freepik

Шпаргалка с аргументами

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела будут связаны с вопросами нравственного выбора: об идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя.

Возможные темы:

  • Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
  • Можно ли оправдать плохой поступок?
  • Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?

Откуда брать литературные аргументы:

  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг
  • «Старуха Изергиль» М. Горький
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Это раздел о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Возможные темы:

  • Как вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
  • На что готов пойти человек ради своей семьи?
  • Человек должен жить для себя или на благо общества?

Откуда брать литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкин

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы этого раздела будут связаны с рассуждением о науке и искусстве, о таланте, творчестве, об интересах в области искусства и науки, а также об экологии и роли природы в жизни человека.

Возможные темы:

  • Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
  • Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
  • Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
  • Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
  • Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Откуда брать литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг

Фото: Freepik