Итоговое сочинение 2021: как подготовиться за месяц и получить зачет
Рассказывает преподаватель© Visualrian.ru
Как за месяц подготовиться к сочинению — а именно, как правильно подобрать аргументы по каждому тематическому направлению — и получить 1 декабря зачет, «Летидору» рассказала Анна Поликарпова, преподаватель русского языка образовательной компании MAXIMUM Education (@maximumtestru).
Как сформулирована тема итогового сочинения
Темы итогового сочинения сформулированы или вопросом (например, «Зачем нужно путешествовать?» по направлению «Человек путешествующий»), или цитатой с использованием ключевого слова из предлагаемой темы.
Лучше выбирать тему в виде вопроса: психологически отвечать на вопросы всегда проще, чем расшифровывать чье-то умное высказывание.
Как проходит итоговое сочинение
В день написания итогового сочинения ученик приходит в класс и получает пять разных тем, из которых может выбрать одну. Темы заранее не разглашают, но направления, в рамках которых они сформулированы, известны уже сейчас. В этом году это:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека,
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия,
- Преступление и наказание — вечная тема,
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня,
- «Кому на Руси жить хорошо» — вопрос гражданина.
Предлагаю разобрать каждое из них и посмотреть, какие аргументы пригодятся школьникам.
Тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
В рамках этого направления школьник может размышлять о произведениях, где герой находится в пути, например, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» у И. А. Бунина. Или же обратиться к метафорическому образу дороги как символа жизненного пути (например, судьба Базарова в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева).
Темы в этом направлении могут звучать следующим образом: «Зачем человеку путешествовать?», «Как путешествия влияют на психологическое состояние человека?» или «Какие испытания нужно пройти на жизненном пути, чтобы познать себя?».
Обратите внимание ученика, что в самой теме есть ключ к ее раскрытию — в ней указано, в каком направлении стоит развивать мысль.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия
Здесь от ученика требуется сравнение из серии «Было/стало». Темы могут звучать так: «Когда человеку жить лучше: сейчас или в Средневековье?», «Как технологический прогресс влияет на уровень жизни человека?», «Какое влияние оказывает технологический прогресс на жизнь человека?».
Лучшим решением будет выбрать одну из позиций — условно «за» или «против» технического прогресса. В качестве аргументов подойдут эпизоды из любой утопии или антиутопии: например, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери или «1984» Джорджа Оруэлла.
Школьник может раскрыть идею, что технологический прогресс помогает государству контролировать общество. Напомню, что допускается выражение личного отношения ученика к прогрессу, технологиям, развитию цивилизации, а также использование аргументов из фильмов, сериалов, статей, произведений искусства.
Но не стоит забывать, что один из двух аргументов должен быть обязательно литературным. Если такой будет отсутствовать, то экзаменатор не зачтет работу.
3. Преступление и наказание — вечная тема
Пожалуй, это одно из самых простых направлений, ведь оно наиболее понятно ученикам. Здесь можно рассматривать как сам роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, так и иные аналогичные произведения. При этом необязательно, чтобы преступление было связано с нарушением закона. Таким «преступлением» может быть и любой двусмысленный поступок.
Тему могут сформулировать и таким образом: «Нужно ли прощать своего обидчика?» или «Как голос совести влияет на дальнейшую жизнь человека?».
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Если ученик выберет это направление, то экзаменаторы будут ждать от него рассказ о читательском или ином личном опыте.
В своей работе можно будет использовать любые произведения, которые оказали на школьника наибольшее впечатление. Ограничения по литературе, которую разрешено приводить в качестве аргументов, отсутствуют. Нравится «Оливер Твист»? Можно писать про Оливера Твиста»! «Гарри Поттер», «Сумерки»? Пожалуйста! Никто возражать не будет.
5. «Кому на Руси жить хорошо» — вопрос гражданина
Это направление считается одним из самых сложных, так как речь в сочинении пойдет о политике. Есть вариант, что тема будет сформулирована таким образом: «Нужно ли помогать нуждающимся?». Если школьник выберет это направление, советую всегда искать в формулировке дополнительные смыслы.
План идеального итогового сочинения
На самом деле, конкретный алгоритм для написания сочинения отсутствует. Однако достаточно эффектно выглядят сочинения, написанные по следующему шаблону:
1. В первом абзаце стоит повторить тему и выписать собственный тезис. Возьмем, к примеру, тему «Как цивилизация влияет на жизнь общества?». В этом случае можно использовать тезис «Я считаю, что технический прогресс положительно влияет на жизнь общества» или «Технический прогресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на жизнь общества».
2-3. Далее приводятся аргументы. Очень интересными получаются сочинения, включающие довод и антидовод.
Если взять нашу тему, в первом случае ученик пишет аргумент, в котором раскрывается, как цивилизация положительно повлияла на жизнь общества.
Во втором же случае, если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, можно привести отрицательный аргумент. Так, например, в романе «1984» мы наблюдаем негативное влияние цивилизации на жизнь общества. Таким образом, формируется пример и антипример.
4. Последний абзац должен представлять собой вывод. Например, можно сказать, что тема неоднозначна.
Сейчас, когда до итогового сочинения остался месяц, рекомендую сосредоточиться на двух-трех направлениях и прицельно готовиться только к ним. Советую выписать направления на листочек и напротив каждого из них написать подходящие произведения и аргументы (не менее 4-5).
Удачи в подготовке!
Фото: Visualrian.ru, Freepik