3 вопроса об образовательной технологии STEAM, которая изменит российскую школу
Образовательную методику STEM (или STEAM) сегодня называют самым современным и перспективным трендом в образовании. Именно такой подход все чаще практикуют в большинстве западных стран.
О том, в чем соль концепта, каковы его преимущества и отличия от классического образования и кого растит методика, «Летидору» рассказала Наргиз Асадова, магистр программы «Управления образованием» Инобра НИУ ВШЭ, основатель школы профессий будущего КрашПро и продюсер летней научной и IT-школы Exupery.
Наргиз давно и плотно знакома с методикой STEM/STEAM, запускает этим летом новый образовательный проект с ее использованием и уверена: в современной школе без проектного обучения по системе STEM/STEAM не обойтись.
Особенно если мы хотим, чтобы наши дети выдерживали конкуренцию на мировом уровне.
Что такое STEM/STEAM образование
Аббревиатура STEM (science, technology, engineering, math) в переводе с английского означает синтез науки, технологии, инженерии и математики. В последнее время многие также добавляют в эту аббревиатуру букву A (arts), что означает разные виды искусств: гуманитарные науки, иностранные языки, новые медиа, живопись, танцы, театр, музыку и т.д.
Что же такого в STEM /STEAM образовании и почему это важно?
STEM/STEАM-образование — это современный образовательный феномен. Его цель — развить у учеников высокоорганизованное мышление и обучить эффективному применению полученных знаний в таких дисциплинах, как естественные науки, технология, инженерия, математика и искусства, посредством проектного обучения.
«Стоп, стоп, стоп! — скажете вы. — Что же в этом нового? В нашей школе все это давным-давно преподают. Есть уроки музыки, ИЗО, есть математика, физика, химия, информатика».
Однако на практике в школьной системе эти предметы оставляют изолированные знания в голове наших детей.
Даже такие смежные дисциплины, как история с географией, редко бывают связаны между собой, и современный школьник вряд ли покажет на актуальной карте мира места ключевых исторических событий: в его внутреннем образовательном устройстве связи между разного рода предметами практически нет.
Отсутствие таких логических связей между школьными предметами сказывается и на решении жизненных задач: учишь ряд не связанных между собой знаний — сложнее будет найти им применение в жизни.
Неслучайно международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) показывает, что российские школьники с трудом справляются с нестандартными жизненными задачами, где надо применить полученные теоретические знания — этот навык у детей и подростков не отработан.
Впрочем, такая проблема существует не только в России.
В начале XXI века педагоги во всем мире задумались о том, чтобы разработать новый подход в обучении, который позволил бы детям видеть межпредметные связи и применять их на практике.
Именно так и появился STEM/STEАM:
образование, которое не преподает отдельные предметы, а позволяет усваивать их в связке друг с другом в рамках выполнения комплексных учебных проектов.
Так, в рамках школьного проекта по изучению проблематики очистки воды, например, найдется место знаниям по математике и химии, биологии и отработке социальных навыков, а также развитию эмоционального интеллекта.
Кому нужно STEM/STEAM образование
На зарождение этого подхода в мировой образовательной практике повлияли три фактора:
- Глобальные изменения в экономике, ее роботизация и цифровизация. Индустриальная экономика уступает место экономике знаний.
Например, в 2018 году доходы компании Apple превысили ВВП России.
-
Это повлекло за собой изменения на рынке труда. Сейчас во всех странах наблюдается нехватка инженеров и программистов.
-
Осознание того, что человечество в ближайшем будущем может столкнуться с техногенными и экологическими катастрофами, которые требуют новых креативных подходов в решении проблем и большого количества людей, обладающих научными и техническими знаниями. Все это требует совершенно другой подготовки будущей рабочей силы.
Эту необходимость осознают лидеры большинства стран. STEM/STEАM-образование стало приоритетом национальной образовательной политики в Сингапуре и Японии, Китае и Финляндии, США и Канаде. В России эта тенденция началась в 2010-х при поддержке президента Российской Федерации, отечественных и зарубежных высокотехнологических компаний.
С 2014 года в России появилась сеть инженерно-технических центров (кванториумы, фаблабы при вузах, ЦМИТы и центр «Сириус»).
Сегодня научно-технические проекты ведутся в большей степени в рамках дополнительного образования.
Страны, занимающие первые строчки в мировых рейтингах по качеству образования, пошли еще дальше. Конечно, фаблабы и прочие технологические центры там тоже существуют. Но при этом считается, что именно новый подход STEM/STEАM должен стать основой школьного образования.
В России пока обсуждение идет на уровне, стоит ли добавить в школьную программу такие предметы, как робототехника, или как реформировать урок технологии. В некоторых школах появляются инженерные классы, в которых усиленно преподают все ту же математику, физику и информатику как отдельные предметы.
В это время лидирующие в рейтинге PISA страны (Китай, Сингапур, Япония, Финляндия, Канада занимают первые строчки рейтинга) работают над созданием интегрированной STEM/STEAM программы для абсолютно всех школьников.
Это означает, что математика, физика, химия, программирование, рисование, языки живут не сами по себе, как будто в отдельных коробочках, а объединены в одну образовательную программу.
Дети осваивают их на деле, работая над проектом, куда органично вписаны все эти дисциплины.
Заодно и теоретические абстрактные знания обретают конкретные черты и сферу применения, а значит, и закрепляются лучше. Да и эмоциональная отдача от такой учебы гораздо выше, что также влияет на успешную усвояемость материала.
Как работает STEM/STEAM образование
Обучение в STEM/STEAM классе — это всегда попытка решить какую-то реальную проблему. Школьники работают в командах, исследуют, ставят эксперименты, придумывают конструкции, продвигают свои продукты в соцсетях, создают сайты и мультфильмы.
Примером STEAM проекта может быть изучение проблемы загрязнения Земли одноразовым пластиком.
Старшеклассники могут изучить, какие виды пластика бывают, как долго разный пластик разлагается, и предложить свои варианты решения проблемы.
В одной из школ таким решением стало создание производства биоразлагаемого пластика. В рамках этого проекта старшеклассники разработали свой метод создания пакетов из картофельного крахмала (химия + математика). А также активно продвигали свои разработки в соцсетях и на интернет-платформах (новые медиа, копирайтинг).
Потенциальным эталоном STEM/STEAM программы мог бы быть Леонардо да Винчи — человек, который видел взаимосвязи в сводах соборов и строении стопы человека, который был одинаково хорош и как живописец, и как инженер-изобретатель.
STEAM в школах дает учащимся возможность учиться творчески, используя навыки XXI века, такие как коммуникация, умение работать в команде, применять критическое и креативное мышление.
Осознавая преимущества такого подхода, правительство США включило в свои новые образовательные стандарты (Common Core State Standards и Next Generation Science Standards) STEM/STEAM и проектное обучение как базовый метод преподавания в школах. Австралия, Канада и Сингапур сделали это еще раньше.
STEM/STEAM образование в моей практике
Последние пять лет своей жизни я занималась организацией разных мастер-классов и образовательных программ в рамках дополнительного образования для детей и подростков.
Например, мы делали с подростками проект по созданию видеороликов, посвященных такой важной проблеме, как СПИД/ВИЧ, в сотрудничестве с фондом «Дети+» (о проекте: https://youtu.be/6hma89ZDgVI, ролик: https://youtu.be/8plfbsnkyEE).
В последние несколько месяцев STEM/STEAM подход и проектное обучение стали центральными педагогическими технологиями в моем новом проекте — летней школе Exupery в Латвии (основатель — российская IT-предпринимательница Елена Буянова).
Здесь подростки 10-15 лет будут решать глобальные проблемы человечества, провозглашенные ООН: дефицит питьевой воды на планете, глобальное изменение климата, загрязнение пластиковым мусором, голод и так далее.
Вместе с педагогами из научных университетов Европы ребята будут искать пути решения этих проблем. В современных научных и диджитал-лабораториях они будут создавать мультфильмы, программировать на языке Python, проектировать и запускать дронов, разрабатывать систему очистки воды и создавать масштабные инсталляции на социально значимые темы.
Вся программа идет на языке международного общения — английском.
Таким образом, мы посмотрим на глобальные проблемы человечества сразу с нескольких ракурсов — с позиции науки, технологии и искусства. То есть в полном соответствии с идеологией STEM/STEAM образования. Ведь именно такой подход имеет решающее значение для развития компетенций, необходимых для решения задач будущего.