Как устроена лучшая школа Дании: рассказывает директор

Директор Hellerup Skole Лассе Рейхштейн – о том, какими навыками должны обладать люди будущего, и как его школа, используя нестандартные способы преподавания, уже 15 лет возглавляет рейтинг образовательных учреждений Дании.

Тот, кто случайно зайдёт сюда, не сразу сообразит, что это школа. Здесь нет классов, вместо них – три больших образовательных пространства, где могут свободно располагаться и одновременно заниматься до 75 студентов. Здесь не всегда понятно – урок сейчас или перемена. Ведь школьники не прикованы к партам. Они могут выбрать любое место, откуда учиться будет комфортно, а также свободно передвигаться по школе во время занятий.

Обучение в Hellerup Skole построено на принципах проектной работы, а с 14 лет дети могут стажироваться в реальных компаниях. Звучит непривычно, и совершенно не понятно, каким образом ученики школы показывают на экзаменах отличные результаты.

О том, как устроена эта уникальная школа, а также чем руководствуются её педагоги, воспитывая «людей будущего», редактор «Летидора» Ольга Гаврилова узнала у Лассе Рейхштейна – директора Hellerup Skole, спикера форума «Город образования».

Директор Hellerup Skole Лассе Рейхштейн

Во всём мире образование стремится к развитию навыков, не связанных напрямую с изучаемым предметом (так называемых soft skills). Как обстоят дела с soft skills в Hellerup Skole?

Ещё на этапе создания школы, 15 лет назад, мы определили, что важно давать детям навыки XXI века, которые в своих работах выделяют профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан и директор исследовательского подразделения «Майкрософт» Мария Лангворти. Мы считаем необходимым, чтобы наши дети:

  • умели работать с цифровым миром (программирование);
  • были сильными коммуникаторами (переговорщиками);
  • умели работать в команде.
Чтобы люди могли решать серьёзные проблемы, они должны работать сообща, и учиться этому надо с детства;
  • умели решать проблемы реального мира. Школьники должны научиться извлекать из каждого предмета то, что поможет им в решении такой проблемы;
  • имели способность к самооценке и саморегуляции. Чтобы человек мог после школы продолжать образование самостоятельно, он должен понимать, как устроен процесс обучения. Мы даём студентам инструменты, с помощью которых они смогут продолжить обучение после выпуска уже без наставников и мотивировать себя на изучение нового.

Как происходит воспитание этих навыков? Есть ли в вашей школе обязательные предметы?

У нас почти все предметы обязательны. Дети приходят в школу в 5-6 лет и тут же начинают изучать датский, математику, английский. Чуть позже – историю, науки, искусство и ремёсла (сюда входят рисование, работа с деревом, музыка). Вторым иностранным языком ребёнок может взять французский или немецкий. Также у нас есть отдельный предмет, на котором мы рассказываем детям о религии (христианстве). Но школьники могут не посещать его, если их семья придерживаются других взглядов.

Навыки мы воспитываем в междисциплинарной среде.

У всех учителей согласованный подход к обучению, нацеленный на формирование шести навыков (умение быть переговорщиком, умение программировать и т. д.). Наши педагоги говорят на одном «языке», так что, переходя из класса в класс, ребёнок не будет каждый год сталкиваться с новыми требованиями от нового учителя. Не будет такого, что один преподаватель поощряет командную работу, а другой – нет.

А как у вас получается создать такую среду? Что за учителя у вас работают?

Важные качества, которыми должен обладать человек, собирающийся у нас работать, – постоянное совершенствование, желание учиться и обмениваться опытом с коллегами, желание получать от детей обратную связь. Учитель должен обязательно интересоваться, насколько ученику понятно то, чем он занимается, насколько это значимо для него.

Настоящий педагог не может быть равнодушным. Для него важен прогресс его учеников, и в случае неудачи он никогда не будет перекладывать на ребёнка всю ответственность за ошибки. У нас не бывает такого, чтобы педагог обвинял ребёнка в неуспешности и говорил ему:

«У тебя не получается только потому, что ты бездельничаешь».

Если студент по каким-то причинам не хочет учиться, задача учителя – не ругаться, а придумать, как изменить отношение ребёнка к занятиям.

Проходят ли учителя дополнительную подготовку перед работой в Hellerup Skole?

Никакой специальной подготовки нет. Большинство учителей, которые начинают работать в нашей школе, окончили университет и имеют обычное педагогическое образование. Секрет их слаженной работы – в другом. Когда новый учитель приходит в школу, он присоединяется к команде профессионалов, которые обязательно регулярно делятся с ним своими наработками, хитростями и всем остальным. Я поощряю как можно более тесную работу учителей: обсуждать уроки, придумывать мероприятия, готовить совместные выезды с детьми в музеи и на природу.

У наших учителей отведены специальные часы на совместную работу. В этом и есть секрет их продуктивности.

Расскажите, как школа взаимодействует с государством, может ли оно вмешиваться в вашу работу?

В Дании государство поставило цели для государственных и частных школ. То есть оно не составляет для нас специальные программы, которым мы должны строго следовать, а говорит: в определенном возрасте ученик должен делать то-то и то-то.

Как добиваться этих результатов, выбирает сама школа.

Как государство контролирует вашу работу и проверяет знания учащихся?

Каждые два года дети пишут стандартизированный тест по чтению, письму и математике. После десяти лет учебы есть финальный экзамен, который включает в себя задания из разных предметов. Это достаточно эффективный инструмент, по которому государство может отслеживать прогресс наших учеников.

Получают ли дети в вашей школе оценки, насколько эффективным вы считаете этот метод мотивации к учёбе?

В школах Дании детям не ставят оценки первые восемь лет обучения. Как показала практика, оценки не могут мотивировать к занятиям большинство учеников. Они не дают им возможности развиваться и быть лучше.

Поэтому, вместо того чтобы загонять детей в стандартизированную шкалу, мы просто даём им обратную связь по результатам в процессе обучения.

Например, вы школьник и пишете сочинение. Когда у вас готов черновик, вы отдаёте его учителю (а можете и своим одноклассникам), и он обращает ваше внимание на ошибки, предлагает что-то убрать, что-то добавить, посмотреть на тему с другого ракурса.

Главное в процессе обучения – диалог.

Получив готовую работу, учитель не будет ставить за нее тройку или десятку, он ещё раз укажет на недочёты и выделит сильные стороны.

Для разных образовательных систем одна из больших проблем – разрыв теории и практики. Как дети реализуют в школе и вне школы свои проекты?

Очень много образовательных активностей у нас происходит за пределами школы: мы отправляемся к морю, в лес, музеи, устраиваем выездные лагеря. И в это время процесс обучения не стоит на месте, он продолжается.

В этом году у нас расширилась программа стажировок для детей. Мы просим компании, которые находятся рядом со школой (в одной коммуне с нами) поучаствовать в этом процессе. Дети отправляются на краткосрочную стажировку (где-то три дня), сотрудники компании озвучивают, решение какой проблемы они бы предоставили школьникам.

Например, они хотят, чтобы клиенты компании стали более лояльными. Ученики работают над этим вопросом и на третий день выдают результат.

Приятно, что компании достаточно часто пользуются идеями наших учеников и реализуют их.

Это здорово, это мотивирует ребят на продолжение учёбы лучше всяких оценок. Заявку на стажировку может подать любой ученик школы начиная с 14 лет.

Расскажите, как в школе общаются дети разных возрастов? Делают ли они совместные проекты?

Поскольку у нас нет классов (обособленных друг от друга помещений для занятий – прим. редактора), ребята у нас постоянно взаимодействуют друг с другом.

Вместо классов в школе три больших образовательных ареала, на которых помещаются три-четыре ученические группы (класса) (условно в первом ареале занимаются дети с 1-го по 4-й класс, во втором – с 5-го по 7-й, в третьем – с 8-го по 10-й). У каждого класса есть «база», где они встречаются, если нужно что-то обсудить, послушать преподавателя.

В основном же школьники равномерно распределяются по ареалу и выполняют свою работу, при этом сохраняя зрительный контакт с одногруппниками и преподавателем.

На 75 человек у нас 4-5 учителя.

Иногда все 75 человек работают вместе, потому что проект требует участия учеников разных возрастов.

Как в образовательном процессе задействованы родители?

Мы видим себя профессионалами в образовании, поэтому уважаем и ценим внимание родителей и считаем важным сохранять с ними диалог, однако просим их не вмешиваться в нашу деятельность. У нас одна цель: мы хотим, чтобы ученики были продуктивными в учёбе. И наша школа, как лучший эксперт в своей области, делает всё возможное, чтобы дети полюбили учиться. Задача родителей – сохранять контакт со своими детьми (ведь они знают их лучше всех) и с нами.

За 15 лет работы у нас не было ни одного провала, а ученики показывают на финальных экзаменах прекрасные результаты.

Это и есть лучшая похвала для наших учителей, а также показатель качества нашего образования.

А есть то, чего не хватает школам в Дании и вашей, в частности?

Мы все обеспокоены состоянием окружающей среды и тем, как к этому относятся дети. В прошлом году мы запустили проект «Граждане будущего», цель которого – научить школьников заботиться о нашей планете. Земля – это наш единственный дом, и если мы не остановим потребление и злоупотребление ресурсами, то нашим внукам и правнукам не будет места для жизни. С самого первого года школы мы рассказываем, как заботиться об окружающей среде и получать от этого удовольствие.

Фото: arkitema.com

Семейный гороскоп