Образование

«10 лет я залечивала душевные раны»: личный опыт девушки, которую травили в школе

Как взрослые переживают свой опыт буллинга, полученный в детстве? И что бы они посоветовали никогда не говорить ребенку, которого обижают ровесники? Рассказываем.

Дети, пережившие травлю в школе, часто забирают последствия этого негативного опыта во взрослую жизнь. Казалось бы, пора забыть прошлое и жить настоящим, но обиды от несправедливости оставляют глубокую душевную рану, которая не заживает годами.

В месяц антибуллинговой кампании #япротивтравли на «Летидоре», который уже поддержали актриса Яна Поплавская, певица Маргарита Суханкина, телеведущая Яна Лапутина, мы публикуем историю Аксиньи Дорониной — девушки, которая смогла справиться с психотравмой и закрыть для себя эту тему. Мы благодарим Аксинью за открытость и смелость.

Если вы также хотите поддержать наш флешмоб #япротивтравли и вам есть что рассказать, пишите на почту editor@letidor.ru.

В школе я была изгоем. С третьего по восьмой класс каждый день папа или мама встречали меня после уроков, потому что иначе 10 минут пути между домом и школой превращались в ад: одноклассники шли за мной с криками, угрожали, обзывали, вспоминали мои промахи. А зимой меня закидывали снежками или пытались утопить в снегу.

Находиться в классе было чуть легче: под взором учителей не все решались на меня нападать, поэтому подлости были мелкими и незаметными для окружающих: одноклассники прятали мою шапку, лепили жвачки на верхнюю одежду, портили мои работы для школьных выставок, устраивали мне бойкот, мешали выступать у доски.

Во время учебы и после люди часто говорили мне фразы, которые должны были как-то меня успокоить или объяснить причины этой ситуации.

И все эти варианты были неприятными, болезненными или далекими от истины.

«Если ты однажды дашь сдачи, то от тебя все отстанут». Я была самой миниатюрной девочкой в классе, а издевались надо мной в основном мальчики, которые были выше на две головы. Папа отдал меня в секцию карате, но даже с умением вставать в стойку и бить ногой выше головы я так и не смогла применить эти знания в жизни: против троих-четверых один не воин.

Да и если изгой ударит своих обидчиков, он лишь спровоцирует новый виток насилия. Или лишится своей единственной защиты — учителей, потому что тоже перейдет в разряд хулиганов.

«Ты сама виновата, неправильно реагировала». Жертва вообще часто оказывается виноватой: надела не то платье, не вовремя заплакала, не так ответила. А попробуйте сами не расстроиться, если вас больно дернут за волосы сзади (и вы, обернувшись, увидите пять довольных лиц). Или проявите чувство юмора, если скажут, что вы уродка, а все вещи у вас как у бомжа.

«Ты не ходила в садик и не умела общаться». Да, я не пошла в сад по состоянию здоровья. Но до третьего класса я легко знакомилась и общалась с людьми, никого не боялась и не стеснялась, с раннего возраста умела шутить.

Именно издевательства одноклассников превратили меня в замкнутого, закомплексованного человека.

И я очень долго преодолевала страх осуждения.

«Не надо выделяться». Я была единственной отличницей на четыре класса. Да, я выделялась именно этим. И ровно тогда, когда мне стали давать грамоты за успешную учебу, начались все оскорбления и гонения. Их инициаторами были не дети, а родители этих детей, потому что в третьем классе мои сверстники не могли самостоятельно найти оскорбительное слово «жидовка» или придумать версию, что хорошие оценки мне ставят исключительно потому, что моя мама работает в школе и ведет кружок «Умелые руки».

«Зря твои родители вмешиваются». А какой у родителей есть выбор? Занять отстраненную позицию и этим показать ребенку, что в жизни не стоит ждать поддержки и помощи даже от самых близких?

На моей памяти невмешательство чужих родителей приводило лишь к тому, что их детей начинали избивать.

«Этот опыт в итоге научит тебя чему-то полезному». Это, конечно, фраза-лидер. И многие люди искренне верят, что любая негативная ситуация может стать источником знаний. Не надо никого обманывать и подслащивать пилюлю.

Чему меня научил мой опыт? Что надо нападать первой. К восьмому классу я прошла такую школу злословия, что умела без мата оскорбить любого только за то, что на меня криво посмотрели. Это я превентивно показывала зубы.

От этой привычки я отучилась с трудом: она портила мне романтические и рабочие отношения, потому что я преувеличенно реагировала на любую угрозу.

Еще этот опыт научил меня бояться мужчин.

Если парень пытался со мной заговорить, то я считала это слишком подозрительным, чтобы принять за симпатию. Я избегала отношений довольно долго (даже когда преодолела все прочие страхи и комплексы, выращенные одноклассниками). И, конечно, этот опыт привел к тому, что я слишком долго недооценивала себя. Мне постоянно казалось, что мои успехи незаслуженные, что я хуже остальных. И это все не позволило мне к моим годам добиться тех успехов, которых я могла бы достичь со своими исходными данными.

В конце восьмого класса, когда мне вручали очередную грамоту, директор по ошибке дал мне четное количество цветов. Когда я вернулась к классу, одноклассники стали толкать меня в спину и шептать:

«Тебе подарили четное количество цветов, значит, ты скоро умрешь. Скорее бы ты умерла. Мы тебя ненавидим. Ты покойница».

Истерика после этого длилась у меня три дня. Родители забрали документы из школы (до этого я сопротивлялась, так как считала, что этот опыт на самом деле меня чему-то учит) и перевели в другую школу, в класс, где уже были две отличницы. Там меня хорошо приняли и никогда не обижали.

Выяснилось, что у меня есть лидерские качества. Но даже этот позитивный опыт (и прекрасные студенческие годы) не смогли вытеснить негативные воспоминания: у меня ушло лет 10 на то, чтобы залечить все душевные раны.

Дорогие родители, если у вас есть интересная история, личное мнение по вопросу воспитания и развития детей, особенный опыт или у вас просто наболело, пожалуйста, присылайте ваши письма на почту editor@letidor.ru.

Или просто заполните форму:

Фото: Shutterstock.com

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!