Даже самый смелый и яркий ребенок может стать объектом травли в школе: колонка Яны Лапутиной
Прочитав эмоциональные истории Яны Поплавской и Маргариты Суханкиной о травле в школе, звездная мама Яна Лапутина написала для «Летидора» колонку, где рассказала о своем отношении к проблеме буллинга.
Когда я училась в школе, о буллинге никто ничего не слышал, были другие времена. Правда, уже тогда бросалось в глаза, насколько все дети разные. В нашем классе учились ребята, которые отличались от меня… Существовали какие-то «группировки», которые разными способами высмеивали сверстников.
Мне никогда не хотелось интегрироваться в эту систему. Мне всегда казалось это каким-то чуждым и абсолютно неинтересным.
Игру «Мы компанией дружим против кого-то» я никогда не поддерживала.
Наблюдая за теми детьми, с которыми я училась в школе, я осознавала, что абсолютно не вписываюсь в форматы и стандарты, которыми они жили. Я всегда себя чувствовала абсолютно другой — и с точки зрения интересов, и с точки зрения понимания собственного «я», и с точки зрения целеполагания. Я думаю, именно это помогло мне стать тем человеком, которым я являюсь на данный момент.
Я не хотела быть похожей на своих одноклассников. Я не знаю среди них людей, которые достигли бы ощутимых, серьезных высот.
Что касается современных школьников, то им явление буллинга знакомо очень хорошо. Мне кажется, в большей степени это происходит потому, что травля подогревается медийными источниками. Кроме того, родители позволяют детям вести собственные аккаунты в социальных сетях, а дети, в свою очередь, подписываются на других людей, выкладывают ту информацию, те видео и тот контент, который бы привлек внимание одноклассников.
То, что буллинг живет практически в каждом коллективе, я наблюдаю на примере своего ребенка (и это все притом что Тея учится в замечательной школе). Я вижу, что у детей повышенный уровень агрессии, они используют достаточно резкие выражения, разговаривают с вызовом. В общем, между ними установлена форма общения, которая явно не соответствует их возрастным границам.
Для того чтобы ребенок не попал в эту систему, ему нужно постараться быть вне общей массы, вне общей тенденции, вне общих влияний. Тут, конечно, уже речь идет о внутреннем стержне человека, который позволит ему быть непохожим на других.
Дело в том, что всегда комфортно быть частью массы. Эта масса тебя несет, ты соответствуешь ее стандартам, запросам. Тебе становится легче жить.
Я думаю, что дети, которые присоединяются к буллингу, пытаются спастись, чтобы самим не стать жертвой.
Но это вопрос, который мы должны задавать не детям и даже не педагогам. Его нужно адресовать родителям, ведь именно они позволяют своим детям вести себя таким образом, именно они закрывают глаза на происходящее.
Гуляя с ребенком на детской площадке, я частенько наблюдаю за проявлением такого поведения среди детей. 8-12-летние девчонки и мальчишки начинают активно высмеивать кого-то, подначивают, провоцируют. А порой мальчики так ведут себя по отношению к девочкам, что переходят некую грань возможного и разрешенного.
Когда Тея впервые мне рассказала, что на площадке какой-то мальчик проявил агрессию по отношению к ней (тогда дочь была с няней), я ей сказала: «Этому мальчику нужно очень четко объяснить, что у тебя есть родители, которые придут и поговорят с его родителями и поговорят с ним. И что если он посмеет еще раз себя так повести, то у него будут проблемы».
Обычно на детей 8-12 лет это действует.
Но самое страшное начинается в пубертатный период, когда границы и страх перед родителями автоматически исчезают. Ребенок становится бесконтрольным.
Мне кажется, явление буллинга не нужно подогревать, его нужно останавливать. То, что было в мое время в школе, и то, что я вижу сейчас, — это космическая разница, основанная на вседозволенности, вседоступности и чрезвычайном медийном давлении. Все это оказывает влияние на общество в целом и на детей в частности. Те ролики, которые доступны на сегодняшний день в интернете, то, что это не отслеживается опекунскими и правоохранительными органами, — один из тех факторов, который позволяет детям вести себя таким образом.
Я считаю, что в школах должна появиться некая дисциплина, которая будет прорабатывать эту проблему. Иначе в дальнейшем мы столкнемся с обществом злых и провокативных людей, которые, уже имея возможности и перейдя определенные возрастные границы, будут эти самые возможности выражать в открытой агрессии по отношению к другим.
Лично я основу буллинга вижу в том, что морально-этическая система взаимоотношений в семьях и в обществе сильно изменилась и стала более размытой.
Наверное, многие из вас слышали историю про 6-летнюю девочку из Великобритании, которая была доведена до состояния дикого нервного истощения из-за травли в школе. Она перестала есть, постоянно плакала, ее тошнило по 20 раз в сутки — из-за эмоциональных потрясений малышка угодила в больницу! Ее мама не стала отмалчиваться. Она сделала пост, в котором рассказала, какие ужасы пережила ее дочь «благодаря» буллингу. После того как девочку выписали из больницы, она перешла в другую школу. Тем не менее, на мой взгляд, это не решило проблему навсегда. Думаю, эта психотравма останется с девочкой на всю ее жизнь.
По статистике, 44 % российских детей в возрасте от 11 до 15 лет становятся объектом издевательств и насмешек.
Причем часто эти издевательства и насмешки звучат в очень агрессивной и очень устрашающей форме.
На мой взгляд, вопрос буллинга в обязательном порядке должен беспокоить каждого родителя, потому что даже самый смелый, яркий и решительный ребенок рано или поздно, к большому сожалению, может стать объектом психологического террора.
Мне, как маме, очень страшно от того, что происходит.
Я благодарна своим родителям, которые в те моменты, когда мне казалось, что я не соответствую принципам своего класса, объяснили, что быть другой — не плохо. Как защитить ребенка? Я думаю, нужно иметь очень хороший контакт с сыном или дочерью, чтобы ребенок не боялся вам рассказать о проблеме. Это очень важно, чтобы ребенок понимал, что у него есть возможность обратиться к родителям за помощью и что его призыв о помощи будет услышан.
Ни в коем случае не обвиняйте ребенка, что он стал жертвой буллинга!
Ребенок должен чувствовать свое превосходство. Это превосходство должно выражаться не в силе, не в социальном статусе и достатке родителей, а в потенциале самого ребенка. Разглядеть этот потенциал и развить его — задача мамы и папы.
Родители должны растить в ребенке самоуверенность, развивать его таланты.
Мы должны обращать внимание на страхи и опасения ребенка! Мы должны объяснить ему, что с проблемами сталкиваются все и что на самом деле все решаемо.
Ближе родителей у ребенка никого нет. Мы для него защита и опора, поэтому мы обязаны оказывать ту помощь, поддержку, влияние, которые дадут нашему ребенку почувствовать себя самодостаточным и сильным человеком, способным в критический момент обратиться за помощью к ближнему.
Фото: Instagram@yana_laputina