Новости

Ошибка на ошибке: как определить, что у ребенка дисграфия?

Ошибка на ошибке: как определить, что у ребенка дисграфия?

Родители, увидев в тетрадях детей, например, пропуски или замены букв в словах, считают, что их ребенок просто-напросто невнимательный. Такие ошибки очень часто родители и учителя называют «глупыми». Обычно учителя советуют таким первоклашкам: «Больше заниматься, больше писать». Но логопеды советуют не больше писать, а бить тревогу.

С различными трудностями в процессе обучения на начальных этапах сталкиваются практически все дети. Одни их успешно преодолевают, другие испытывают дискомфорт во время учебы и доставляют беспокойство родителям. 

Тревожность ребенка по поводу своих неудач усиливается, если родители и учителя каждый раз указывают ему на ошибки. Очень хорошо, если учитель, увидев проблему, не будет загружать ребенка дополнительными занятиями, а порекомендует проконсультироваться у специалистов: психолога, логопеда и невролога. 
И учителям, и родителям необходимо знать, что дети, сталкивающиеся с трудностями при обучении, требуют к себе особого внимания. Какие бы трудности ни испытывал ребенок на начальном этапе обучения (письмо, чтение, математика), он будет «неудобным» для преподавателя учеником в классе. 
У таких детей будет свой темп деятельности на уроке, и это создаст для педагога определенные проблемы в работе со всем классом. Об одной из таких важных проблем, о дисграфии, рассказывает сегодня логопед Ирина Георгиевна Дунаева. 
С началом обучения в школе ребенок может столкнуться с трудностями при обучении грамоте, хотя с легкостью справляется со сложными математическими заданиями, которые требуют большой сообразительности. Обычно учителя советуют таким первоклашкам: «Больше заниматься, больше писать». 
Это не так просто сделать, потому что проблемы с русским языком (на начальном этапе – это письмо и обучение грамоте) могут носить специфический характер. Занятия тоже должны быть специфическими, заниматься должен не просто учитель, а учитель-логопед. 
Дисграфия: уроки чистописания

Дисграфия и дислексия: в чем разница?

Многие родители, столкнувшись с трудностями обучения ребенка русскому языку и прочитав популярную литературу, уже знакомы с такими терминами, как дисграфия и дислексия. Еще раз хочу напомнить, что понятие дислексия в русском языке означает частичное расстройство процесса овладения чтением (его техникой и смысловой стороной). 
При дислексии наблюдаются стойкие замены, перестановки и пропуски букв при чтении, трудности понимания слов, текстов, отмечаются аграмматизмы (несогласованность разных частей речи между собой). Кто читал статьи о дислексии, уже знают, что она обусловлена несформированностью психических функций, сопровождается и вызывается нарушением устной речи. 
Надо знать, что устраняется дислексия в процессе комплексной логопедической работы. В английском языке к понятию «дислексия» относятся трудности при обучении не только чтению, но и письму. Поэтому не удивляйтесь, если в словарях вы прочитаете, что дислексия обозначает трудности при обучении чтению и письму. 
В русском языке логопеды понятие «дислексия» отличают от понятия «дисграфия». Дисграфия – это комплексное нарушение письма: наличие специфических ошибок и нарушение почерка. 
Проявление дисграфии может быть связано с нарушением различных сторон речи (произношение, фонематическое восприятие, словарный запас, связная речь) или других базовых функций (зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций и т.д.), а также неэффективное применение методики обучения. 
Логопед: дислексия – не приговор

Как же в этих причинах разобраться учителю класса и родителям? Как увидеть учителю этих «особенных» детей? Что должно насторожить родителей? Обращали ли вы внимание, как ваш ребенок держит карандаш, ручку, ложку? 
Вы удивитесь, что общего между карандашом и ложкой. Общее между ними – это захват пальцами: удерживаются оба предмета большим и указательным пальцами, а на среднем пальце и ручка, и карандаш лежат. Это правильный захват. От правильного положения ручки будет зависеть как качество письма, так и его темп. 
Почерк формируется медленно, не один год. Многие ученые придерживаются мнения, что почерк должен быть разборчивым, а письмо – без ошибок и помарок. У взрослых людей некрасивый почерк не вызывает проблем в жизни. У ребенка качество почерка зависит от функционального состояния. Если первоклашка устал или нездоров, многократное переписывание не даст положительного результата. 
Учителей, обычно больше беспокоят дети с плохим почерком. Гораздо меньше они обращают внимание на первоклашек, которые медленно пишут, заменяют и пропускают буквы в словах, «зеркалят» буквы. Этим детям советуют больше писать. А ведь именно эта группа учащихся должна насторожить учителя больше всего. 
Родители, увидев в тетрадях детей, например, пропуски или замены букв в словах, считают, что их ребенок просто-напросто невнимательный. Такие ошибки очень часто родители и учителя называют «глупыми». Логопеды же, анализируя характер ошибок, выделяют следующие: – замены букв (б – п, д – т, ш – щ, з – с, ч – ц, и т.д.); – пропуск букв, слогов, недописывание слов, написание лишних слогов; – медленный темп письма; – зеркальное написание букв; – слитное написание слов и т. д. 
Раннее обучение языку: когда этим не стоит заниматься?

Эти ошибки называются специфическими. Наличие таких ошибок в письменных работах говорит о нарушении письма, или дисграфии. В чем причина возникновения нарушения письма? Какие дети входят в группу риска? Причин очень много. Ученые их обсуждают и спорят. 
Одни авторы считают, что существует наследственная предрасположенность к нарушениям письма (К.Лонай, М. Сум), т. е. ребенок наследуют от родителей незрелость определенных отделов головного мозга и испытывает примерно те же трудности в овладении письмом, что и родители. 
Большая часть ученых считает, что причина нарушений и письма и чтения носит органический и функциональный характер. Чаще всего нарушение письма, как и чтения (дисграфия и дислексия) встречается у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, с минимальными мозговыми дисфункциями, с тяжелыми речевыми нарушениями, у детей с нарушением слуха и зрения. 
Логопеды утверждают, что дисграфия может проявиться и у детей с сохранным интеллектом.

В группу риска входят дети: 

  1. Часто болеющие, имеющие недостаточное физическое развитие, хотя их интеллектуальное развитие достаточно высоко. Школьные проблемы возникают в результате высокого физического напряжения в ходе учебной деятельности.  2) У медлительных детей и левшей часто встречаются в письменных работах специфические ошибки.  3) Дети с нарушением или задержкой в развитии моторных функций тоже с трудом осваивают процесс письма. В дошкольном возрасте эти дети настораживают родителей нежеланием рисовать, лепить, работать ножницами, завязывать шнурки и застегивать пуговицы, а в школе не могут освоить конфигурацию букв, медленно пишут, у них отмечается дрожание руки.  4) Дети с нарушением фонематического восприятия (не умеющие различать на слух близкие по звучанию звуки: глухие – звонкие согласные, свистящие – шипящие и т. д.) на письме путают буквы, обозначающие эти звуки. 5)  Дети с нарушением звукопроизношения не могут четко произносить звуки и переводить их в виде букв на письмо.

Коррекцией нарушений письма должны заниматься профессионалы: логопеды и психологи.

Работа логопеда: какие дефекты речи можно исправить в начальной школе