Пан или пропал: 7 советов, как открыть свой бизнес в декрете и не разориться
Отпуск по уходу за ребенком отнимает много сил и времени. Но если ваш декрет запланированный, вы вполне можете организовать свою жизнь так, чтобы оставались силы для развития собственного дела.
Какие моменты при этом следует предусмотреть, рассказывает постоянный эксперт «Летидора» — психолог и executive-коуч Алевтина Каипова.
Совет 1: постарайтесь разработать бизнес-план до декрета
Если у вас есть мечта об открытии своего дела, лучше подумать об этом заранее — еще до ухода в декретный отпуск.
В первые месяцы после рождения малыша у вас, скорее всего, будет очень мало свободного времени.
Ребенок может быть беспокойным и часто просыпаться — в этом случае вы не сможете отлучаться от него надолго.
Поэтому попытайтесь все приготовления к открытию бизнеса проработать еще до декрета.
Сюда входят составление бизнес-плана, продумывание реализации, подбор команды и необходимых ресурсов, анализ конкурентов, рынка и ниш.
Совет 2: осмотрительно выбирайте партнеров
Скорее всего, вам понадобится партнер по бизнесу. Многие мамы рассматривают на эту роль своего мужа.
Плюсы. Супруг сможет поддержать вас в любой момент, будет видеть вашу загрузку и, возможно, снимать с вас часть задач — как в бизнесе, так и в уходе за ребенком. Муж также может выступать финансовой поддержкой в данном вопросе. Например, когда у него есть своя работа, то часть денег он может давать вам на инвестицию в проект.
Минусы. Бизнес и ребенок будут забирать ваши силы и внимание от самого супруга.
Помните, что вы ему нужны, в первую очередь, как жена, а не как бизнес-партнер.
Поэтому нужно научиться правильно распределять свое время и усилия и не пытаться решать все вопросы одновременно. Не забывайте, что взаимоотношения в семье гораздо важнее.
Партнером может выступить подруга или знакомая.
Плюсы. Если у вашей подруги много свободного времени, она сможет подхватывать какие-то ваши задачи и руководить процессами в ваше отсутствие.
Минусы. В момент, когда вы дойдете до определенной точки развития вашего бизнеса, не исключено, что у вас могут возникнуть разногласия на профессиональной почве — кто больше денег вложил, а кто — больше времени и сил, кто придумал лучшую идею, которая положительно сказалась на успехе.
Есть и более серьезные моменты. Например, когда возникнет вопрос о дальнейшем развитии бизнеса (масштабировать, расширять, внедрять новые технологии, идеи и так далее), у вашей подруги-партнера может быть совершенно другое видение. Представьте, вы создали бренд, который стал довольно популярным на рынке, вы хотите развивать его дальше, что-то менять, а ваша подруга — нет.
Развить новый бизнес с нуля — сложно. А выкупать весь бизнес у партнера — может быть очень дорого.
Поэтому этот момент важно четко продумывать изначально и прописывать все условия вашего партнерства.
Пропишите в договоре, кто и какими вопросами будет заниматься, кто за что будет отвечать.
Совет 3: подумайте о минимизации рисков
Если вы до этого работали по найму и привыкли к стабильному ежемесячному доходу, то будьте готовы, что при открытии своего бизнеса все может быть иначе.
Обсудите с супругом финансовую сторону — у него должна быть работа, которая будет приносить стабильный доход.
Стоит убедиться, что в случае потери бизнеса ваша семья не останется ни с чем.
Часто супруги, у которых по отдельности есть собственные бизнесы, жалуются, что при малейших неудачах в делах им сложно планировать будущее. Такая турбулентность плохо сказывается на взаимоотношениях как друг с другом, так и с детьми.
Совет 4: спланируйте инвестиционные вливания в бизнес
Если у вас нет поддержки, а финансы ограничены, то разбейте свой бизнес на части.
Это значит, что каждая ваша новая инвестиция будет осуществляться только при условии удачной предыдущей инвестиции.
Например, вы открываете бренд одежды. Вам надо купить сырье, материал, найти площадку, где ее изготовить, и так далее. Попробуйте первый инвестиционный кусок вложить от закупки товара до процесса изготовления вещей.
В таком случае, даже если на следующем этапе вам понадобятся дополнительные инвестиции, а у вас их не будет, то вы сможете продать товар через другие каналы продажи, не требующие затрат.
Далее вы уже планируете дальнейший ход развития — либо прекращаете этим заниматься, вернув свои потраченные деньги путем продажи, либо вы думаете об открытии офлайн-магазина и, соответственно, привлекаете следующие инвестиции.
Если вы планируете брать кредит, то будьте особо осторожны!
Кредиторы в случае неуплаты могут спровоцировать вас продать самое дорогое имущество, например, жилье или машину.
Совет 5: отложите финансовую подушку безопасности
Многие предприниматели, решившиеся на открытие своих проектов, говорят: «Если ваш новый бизнес не связан с тем, чем вы занимались раньше, вам необходимо запастись финансами на 2 года вперед».
Это тот срок, в течение которого определенные бизнесы могут быть выведены на окупаемость.
Попробуйте отложить подушку безопасности, которая позволит вам удовлетворять свои финансовые потребности на протяжении 2 лет.
Это, конечно же, условный срок, который зависит от множества факторов — самого бизнеса, ваших ожиданий, вложений и так далее.
Совет 6: подумайте, кто может разделить с вами ответственность
Это может быть не только финансовая ответственность, но и личная — кто будет помогать по дому и с ребенком?
Помните, что дети постоянно развиваются и со временем родительские задачи меняются.
Если с младенцем это бессонные ночи, прорезывание зубов, колики, то потом появляются другие вопросы — например, нужно решить какой-то юридический вопрос или просто быть рядом, если ребенок заболел.
В декрете нет понятия «предсказуемость».
Ни одна мама не может детально распланировать график и точно определить, сколько времени она сможет уделять ребенку, а сколько — бизнесу. Важно понять, что теперь рядом малыш, за которого нужно нести ответственность в любом его возрасте.
Именно поэтому вам понадобятся надежные помощники — не только в бизнесе, но и в быту.
Совет 7: определите причину своего страха
Если вы только думаете о своем деле, но не можете определиться или вам что-то мешает принять решение, то необходимо понять причины, которые вас сдерживают.
Чего вы боитесь? Очень важно в этот момент прислушаться к себе. Возможно, еще не наступило время для таких перемен.
Если вы не можете разобраться с истинными желаниями, то в этом вопросе вам поможет коуч или бизнес-психолог.
Фото: Freepik.com