Не хочу делать из сына вундеркинда: Лена Катина — о раннем развитии детей
Споры на эту тему не утихают© Пресс-служба Лены Катиной
А этих историй становится все больше. Например, еще в 8 лет россиянка Алиса Теплякова успешно сдала ЕГЭ по русскому языку, профильной математике, биологии и информатике. Сейчас 9-летняя девочка учится на факультете психологии МГУ.
Впечатленная успехами девочки-гения, Лена Катина, экс-солистка группы t.A.T.u, певица молодая мама, специально для «Летидора» написала колонку, в которой попыталась ответить на вопрос — нужно ли раннее развитие самому ребенку.
Все эти кружки, секции, чуть ли не младенческие «развивашки» стали трендом у современных мам и пап. Еще пару-тройку десятилетий назад в этой сфере все было несколько по-другому. Да, родители постоянно меня куда-то водили, но тогда это не было похоже на нервную гонку.
Родители никогда не заставляли меня заниматься чем-то определенным, а просто предлагали все подряд. Я пробовала фигурное катание, гимнастику, плавание, конный спорт и актерское мастерство, занималась в музыкальной школе. Но как только желание пропадало, я уходила и пробовала что-то новое, и свободное время на игры в любимые куклы у меня было всегда!
Мое детство было очень сбалансированным в плане занятий и свободного времени.
С 9 лет я начала заниматься в детской группе «Авеню», в 11 попала в «Непоседы». Там я нашла себя и поняла, что именно это мне интересно и именно этим хочется заниматься больше всего. Я считаю тот период началом своей профессиональной карьеры.
Сейчас некоторые родители записывают детей на занятия еще до их рождения… Это мягко говоря, рановато, потому что абсолютно неизвестно, к чему ребенок сам будет тяготеть. А это очень важно — внимательно наблюдать за тем, что нравится малышу, а что — нет, где есть потенциал, а что совсем не получается.
Мой сын занимается спортивной гимнастикой с 2,5 лет. Да, сначала пришлось немного заставлять ходить на тренировки, но потом он адаптировался.
Период адаптации в пару месяцев — норма. Но если он затягивается, стоит попробовать что-то другое.
Саша ходил на футбол. Но я увидела, что это для него не в радость, и забрала. А в последнее время сын захотел попробовать брейк-данс, потому что гимнастика ему уже надоела. Я не против, потому что у него прекрасная пластика и я вижу потенциал и желание самого ребенка.
Также в детском саду он занимается тхэквондо, посещает бассейн, летом к нему ходит учитель для дошкольной подготовки. Мы очень дозируем уроки и следим за его реакцией. Это важно, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.
Да, у меня как у мамы есть собственное видение относительно талантов сына. У Саши хороший слух. Конечно, я бы хотела, чтобы он научился играть на музыкальном инструменте. Но это мое желание...
Я не буду заставлять сына учиться в музыкальной школе. Моя миссия в другом — показать варианты и предоставить возможность выбора.
Хочу, чтобы он сам принял решение — заниматься музыкой или нет.
Я знаю многих родителей, которые говорят, что у ребенка должно быть как можно меньше свободного времени. Тут, как мне кажется, не все так однозначно. Да, с одной стороны, если период ничегонеделания затягивается (на несколько месяцев или даже лет) — в этом нет ничего хорошего. Но, с другой стороны, если у ребенка между занятиями по английскому, подготовкой к школе, лепкой, танцами, шахматами не остается времени на игры, любимые занятия и на моменты, которые он проводит наедине с собой, — это разве принесет ему пользу?
Вообще, игра — это самый важный род деятельности для ребенка до семи лет. Это неотъемлемая составляющая в его развитии. В игре он проживает свои эмоции, какие-то ситуации, освобождается от негативной энергии и так далее. Также важно, чтобы ребенок занимался каким-то спортом. Особенно это касается мальчиков, ведь, как правило, они гораздо энергичнее девочек.
Расписание, режим, конечно, должны быть. Но важно, чтобы оно было сбалансированным, а мозговая деятельность — дозирована.
К слову, о мозге и его возможностях. Я слышала о девочке, которая в 8 лет поступила в вуз. Честно говоря, мне ее искренне жаль…
Я бы не хотела, чтобы мой сын стал гением. Я не ращу из него вундеркинда. На мой взгляд, это очень сказывается в последствии на психике. Но, безусловно, возможны исключения. Вполне допускаю, что эта девочка по-настоящему счастлива и у нее все прекрасно.
Но мой ребенок не такой. Он просто мальчик с нормальным развитием по возрасту.
Я хочу, чтобы у сына было детство. И я люблю его вне зависимости от успеваемости.
Направить, подтолкнуть и подстегнуть ребенка — задача каждого родителя. Но важно не потерять с ним связь. Отношения куда важнее отметок и заслуг.
Да, конечно, мне хотелось бы, чтобы Саша хорошо учился в дальнейшем. Но, как показывает жизнь, зачастую троечники добиваются больших успехов в жизни. Да и самообразованием заняться никогда не поздно. Я тому пример.
Фото: пресс-служба Лены Катиной, Instagram@lenakatina