Ждать ли бэби-бума в России после пандемии COVID-19
Чем станет период пандемии для россиян — веревкой, которая связала семьи по рукам и ногам, или аистом, принесшим счастливую весть о грядущем пополнении© Depositphotos
Оптимисты уверены, что Россия стоит на пороге бэби-бума. Пессимисты полагают, что сложная экономическая ситуация не позволит семьям думать об «излишествах», а поэтому улучшения демографической ситуации в нашей стране в ближайшее время ждать не стоит.
Редактор «Летидора» Татьяна Силина провела собственное расследование. Она пообщалась с представителями онлайн-ритейла и врачами, изучила статистику и мнения экспертов и, кажется, обнаружила признаки бэби-бума.
Что покупали люди
«Летидор» начал свое расследование с изучения трат на товары для детей. Для этого мы обратились к представителям онлайн-площадок Яндекс.Маркет и Авито. Эксперты интернет-сервисов единодушны: спрос на товары для детей не просто стабилен, он неуклонно растет.
По данным Яндекс.Маркета, предоставленным редакции «Летидора», с октября 2020 по январь 2021-го россияне заказали почти на 40% больше товаров для мам и малышей, чем в аналогичном периоде прошлых лет.
Лучше всего продавались подгузники, товары для приучения к горшку, детское питание, а также товары для здоровья и ухода за малышом. Да и средний чек в последней категории вырос на 5%!
По мнению Дины Бызовой, директора категории «Детские товары» Яндекс.Маркета, спрос на товары для мам и малышей продолжит увеличиваться.
В Авито разделяют эту точку зрения. С октября 2020 года по январь 2021 года пользователи интернет-сервиса интересовались товарами для младенцев и детей на 31% чаще, чем в аналогичный период годом ранее:
• детская мебель + 42%,
• постельные принадлежности для детей +37%,
• товары для кормления + 25%,
• товары для купания + 11%,
• детские коляски + 20%,
• автокресла + 19%.
Но интересен тот факт, что в 2021 году, когда в стране уже не было жестких ограничительных мер, покупательский бум на товары для детей продолжился.
Например, в I квартале 2021 года спрос на детские товары на Авито вырос на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года:
• детская мебель +39%,
• детская одежда +37%,
• товары для кормления и постельные принадлежности +27%,
• коляски + 12%.
Апрель удивил не меньше. В середине весны 2021 года товары для детей и младенцев привлекли на 88% больше внимания пользователей Авито, чем в апреле прошлого года.
«Пандемия стала одним из главных факторов, который подстегнул рост онлайн-торговли в 2020 году. Тренд нашел отражение на многих рынках, и рынок товаров для самых маленьких не стал исключением. По данным совместного исследования Авито и Data Insight, объем интернет-торговли между частными лицами в России вырос на 87% за прошедшие полтора года. При этом на детские товары пришлось 17% от всех сделок. Больше покупали только электронику и одежду для взрослых»,
— пояснил «Летидору» Алексей Козловский, руководитель макрокатегории Lifestyle Авито.
Чем занимались россияне
Говорит ли такой потребительский бум на детские товары о готовности россиян планировать и решаться на увеличение семьи?
Сергей Шульгин, заместитель директора международной лаборатории демографии и человеческого капитала РАНХиГС, высказал мнение РБК, что глобальная пандемия все-таки вынудит семьи отложить на некоторое время решение завести детей.
Эксперт прогнозировал, что в 2020 году СКР (суммарный коэффициент рождаемости — число рождений у одной женщины на протяжении ее репродуктивного периода) в лучшем случае останется на уровне 2019 года, а в худшем — упадет.
А вот глава Росстата без особого пессимизма смотрел на ситуацию. В октябрьском интервью «Известиям» Павел Малков говорил: «Что будет с рождаемостью, тоже большой вопрос. Есть разные версии, в том числе что на фоне коронавируса она вполне может вырасти».
Вырасти не особо получилось.
По данным Росстата, за первое полугодие 2020-го по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году рождаемость снизилась на 5,4%. В сентябре прирост рождаемости составил 7,5%. Однако на общую картину это не особо повлияло.
В феврале 2021-го Росстат подсчитал, что в год пандемии число родившихся детей в нашей стране стало минимальным с 2002 года — 1,44 млн.
Но, кажется, период самоизоляции все-таки внес позитивную лепту в демографическую ситуацию в стране. Вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что в марте 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года в целом по стране родилось на 15,2% детей больше.
Что говорят врачи
Комментарии медработников позволяют надеяться, что все же тренд на улучшение демографической ситуации в России вполне реальный.
Врачи возлагали надежду на то, что проведенные в режиме самоизоляции недели пойдут на пользу рождаемости, но в то же время понимали, что многие, в чьи планы входило рождение детей в 2020 году, решили переждать тревожные времена.
Кроме того, когда стало понятно, что коронавирус будет с нами еще довольно долго, по рекомендациям европейских и американских ассоциаций во всем мире приостановили свою деятельность почти все клиники ЭКО.
Постепенно клиники стали возвращаться к обычной работе, но с новыми предосторожностями: тестирование, контроль, рекомендации по изоляции на время протокола.
Новые меры предосторожности появились и в родильных домах.
Например, акушерский стационар ЕМС (г. Москва) еще в марте 2020 года, после выхода первого распоряжения главного санитарного врача России, принял решение стать клиникой COVID-FREE. Здесь разделялись потоки пациентов, создавались фильтры, всех беременных девушек, наблюдавшихся в клинике, предупреждали, что при признаках инфекционного заболевания их будут маршрутизировать в стационары, которые специализируются на COVID-19.
«Мы были вынуждены организовать такие госпитализации трем или четырем нашим девушкам из более чем тысячи пациенток. Все эти случаи потребовали нахождения в реанимации и, слава богу, закончились благополучно для мам и малышей», — рассказала «Летидору» Любовь Спорышева, руководитель Центра женского здоровья Европейского Медицинского Центра.
По данным врача, оттока рожениц в прошлом году в EMC не было.
Наоборот, в 2020 году по сравнению в 2019 годом количество рожениц возросло более чем на 30%.
О росте числа рожениц нам рассказали и в Клиническом госпитале MD GROUP (г. Москва). В 2020 году рождаемость у них была на 16% выше, чем в 2019 году. И это при том, что госпиталь не принимал пациенток с коронавирусной инфекцией (таких рожениц отправляли в Клинический госпиталь «Лапино»).
Дарья Суханова, акушер-гинеколог Клинического госпиталя MD GROUP, в беседе с «Летидором» подчеркнула, что многие из ее пациентов побаивались беременеть в период пандемии, а поэтому посвятили это время своему здоровью:
«Пары, страдающие бесплодием или невынашиванием, использовали этот период для диагностики проблемы и лечения. Можно сказать, что этот сложный период помог многим парам стать еще ближе друг к другу».
Что будет дальше
Несмотря на оптимистичные новости, озвученные Татьяной Голиковой, многие эксперты считают, что увеличение рождаемости считать трендом все-таки рано.
Тем более в конце весны 2021 года власти России ухудшили прогноз по убыли населения. Согласно новому прогнозу Министерства экономического развития, к 2024 году численность населения нашей страны уменьшится на 1,7 млн человек по сравнению с уровнем 2020 года (-1,2%). Как пояснили РБК в Росстате, эти данные основаны на предварительном анализе демографического прогноза на 2021-2025 годы, которые учитывают последствия первой и частично второй волн пандемии COVID-19.
21 апреля 2021 года президент России Владимир Путин озвучил ряд новых мер поддержки будущим мамам и россиянам с детьми.
Так, учитывая все существующие меры, в Министерстве труда и социальной защиты считают, что «можно ожидать дальнейшего замедления темпов снижения рождаемости с последующим переходом к росту рождаемости». Однако, подчеркивают они, этот прирост находится за пределами прогноза — то есть он случится не в ближайшие пару лет.
Фото: Depositphotos