О том, когда должен заговорить ребенок и что делать, если задержка в речевом развитии стала ощутимой, рассказывает Летидор. Каждый родитель считает, что его ребенок самый способный и развитый. Но как быть, когда один из основных показателей развития малыша – речь – не соответствует возрасту? Ведь если молчащий или агукающий младенец вызывает умиление, то ребенок 2,5 лет, который не разговаривает, заставляет тревожиться. Все, что нужно знать о речи ребенка этого сложного возраста, расскажет Летидор. Речевые нормы для ребенка 2,5 лет Прежде чем вести ребенка к специалисту, стоит определить, что же является примерной нормой в этом возрасте. Примерной, поскольку все дети разные, и это касается не только внешности, но и этапов развития. Ориентироваться необходимо на медицинские данные, а не на рассказы подруг или соседок, ведь многие мамы склонны преувеличивать достижения своих чад. Итак, к 2,5 годам здоровый ребенок должен: Знать порядка 200-300 слов и использовать их в речи; Интересоваться новыми предметами и словами (что это? как это называется?); Практически полностью отказаться от искажений слов и собственных словечек и упрощений; Знать голоса пары десятков животных и птиц; Различать родных по именам; Строить предложения из трех и более слов, в том числе с прилагательными; Произносить правильно все звуки кроме шипящих и «р», «л». Разумеется, возможны частичные несоответствия норме. Например, у мальчиков речь развивается на 3-5 месяцев позже, чем у девочек, или городской ребенок может неохотно учить голоса животных, поскольку не видел их и не понимает, о ком речь. Причины задержки речевого развития Если задержка в речевом развитии очевидна, стоит выяснить, с чем она связана, чтобы устранить причину. Вариантов может быть множество, причем о многих могут знать только родители. Самыми распространенными причинами являются: Проблемы со слухом; Моторная апраксия мышц лица или языка; Неблагоприятные условия во время внутриутробного развития плода, сложные роды; Тяжело протекающие простудные и вирусные заболевания в первые 2 года жизни; Черепно-мозговые травмы, в том числе легкие; Стресс от переездов, изменения состава семьи; Отсутствие потребности в речи (родители предугадывают любое желание ребенка); Двуязычная семья или среда обитания. Помощь специалистовЕсли ребенок постоянно наблюдается у педиатра, то проблемы с развитием речи будут диагностированы на раннем сроке и врач сам направит семью к специалистам. Если же постоянного педиатра нет или он не разделяет родительских волнений, стоит обратиться к докторам следующих специализаций: Невропатолог; Отоларинголог (ЛОР); Психолог; Логопед-дефектолог. Лишь после консультации всех этих докторов (иногда в этот список добавляется и ортодонт) можно с точностью определить, что является причиной задержки речевого развития у ребенка и как с ней бороться. В зависимости от того, в какой сфере будет выявлена проблема, определится и тип лечения. Стоит быть готовыми к тому, что большинство подобных случаев нуждается в медикаментозном лечении. Препараты, прописанные неврологом или дефектологом, способствуют активизации «речевых» зон мозга и дают необходимое питание нейронам. Помимо препаратов врач может назначить электрорефлексотерапию и магнитотерапию. Оба метода действенны и помогают восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за речь, словарный запас, дикцию и интеллектуальные способности. При этом у обоих способов есть строгие противопоказания. Помимо лекарственных препаратов и витаминов, огромную роль играют развивающие занятия, заниматься которыми можно начинать и дома, как только вы заметили отставание речевого развития малыша. КУПИТЬ КНИГУРабота на дому На развитие речи малыша влияют десятки факторов и занятий. Основным, конечно, является общение с родителями, рассказы обо всем, выстраивание диалогов, чтение вслух стихов, потешек и сказок, песенки. Однако есть и другие способы разговорить молчаливого ребенка. Объединяет их все одно — важность системного подхода и регулярности занятий.Ежедневно уделяйте время занятиям с карточками, картинками или детским лото, называйте все изображения и просите ребенка выбрать и показать что-то из нарисованного; Читайте книги с понятными иллюстрациями, давайте малышу возможность рассмотреть их, объясняйте картинки; Развивайте мелкую моторику ребенка. В этом помогут пальчиковые игры, пазлы, шнуровки, вкладыши различной формы; Уделяйте несколько минут в день массажу детских ручек, выполняемому как пальцами, так и специальными колечками и колючими шариками; Чаще давайте малышу небольшие поручения и спрашивайте о выполнении; Разыгрывайте спектакли-действия с игрушками, подробно описывая их действия. Наконец, не спускайте ситуацию на тормозах, отказываясь от визита к врачу, успокаивая себя тем, что у вас в семье все поздно заговорили. Чем раньше выявлена проблема речевого развития, тем меньше времени потребуется для ее устранение и тем скорее ваш ребенок сможет полноценно общаться.