Ребенок в 2,5 года не говорит: что делать
Ребенок в 2,5 года не говорит: что делать
Каждый родитель считает, что его ребенок самый способный и развитый. Но как быть, когда один из основных показателей развития малыша – речь – не соответствует возрасту? Ведь если молчащий или агукающий младенец вызывает умиление, то ребенок 2,5 лет, который не разговаривает, заставляет тревожиться. Все, что нужно знать о речи ребенка этого сложного возраста, расскажет Летидор.
Речевые нормы для ребенка 2,5 лет
Прежде чем вести ребенка к специалисту, стоит определить, что же является примерной нормой в этом возрасте. Примерной, поскольку все дети разные, и это касается не только внешности, но и этапов развития. Ориентироваться необходимо на медицинские данные, а не на рассказы подруг или соседок, ведь многие мамы склонны преувеличивать достижения своих чад.
Итак, к 2,5 годам здоровый ребенок должен:
- Знать порядка 200-300 слов и использовать их в речи;
- Интересоваться новыми предметами и словами (что это? как это называется?);
- Практически полностью отказаться от искажений слов и собственных словечек и упрощений;
- Знать голоса пары десятков животных и птиц;
- Различать родных по именам;
- Строить предложения из трех и более слов, в том числе с прилагательными;
- Произносить правильно все звуки кроме шипящих и «р», «л».
Разумеется, возможны частичные несоответствия норме. Например, у мальчиков речь развивается на 3-5 месяцев позже, чем у девочек, или городской ребенок может неохотно учить голоса животных, поскольку не видел их и не понимает, о ком речь.
Причины задержки речевого развития
Если задержка в речевом развитии очевидна, стоит выяснить, с чем она связана, чтобы устранить причину. Вариантов может быть множество, причем о многих могут знать только родители.
Самыми распространенными причинами являются:
-
Проблемы со слухом;
-
Моторная апраксия мышц лица или языка;
-
Неблагоприятные условия во время внутриутробного развития плода, сложные роды;
-
Тяжело протекающие простудные и вирусные заболевания в первые 2 года жизни;
-
Черепно-мозговые травмы, в том числе легкие;
-
Стресс от переездов, изменения состава семьи;
-
Отсутствие потребности в речи (родители предугадывают любое желание ребенка);
-
Двуязычная семья или среда обитания.
Помощь специалистов
Если ребенок постоянно наблюдается у педиатра, то проблемы с развитием речи будут диагностированы на раннем сроке и врач сам направит семью к специалистам. Если же постоянного педиатра нет или он не разделяет родительских волнений, стоит обратиться к докторам следующих специализаций:
-
Невропатолог;
-
Отоларинголог (ЛОР);
-
Психолог;
-
Логопед-дефектолог.
Лишь после консультации всех этих докторов (иногда в этот список добавляется и ортодонт) можно с точностью определить, что является причиной задержки речевого развития у ребенка и как с ней бороться.
В зависимости от того, в какой сфере будет выявлена проблема, определится и тип лечения. Стоит быть готовыми к тому, что большинство подобных случаев нуждается в медикаментозном лечении. Препараты, прописанные неврологом или дефектологом, способствуют активизации «речевых» зон мозга и дают необходимое питание нейронам.
Помимо препаратов врач может назначить электрорефлексотерапию и магнитотерапию. Оба метода действенны и помогают восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за речь, словарный запас, дикцию и интеллектуальные способности. При этом у обоих способов есть строгие противопоказания.
Помимо лекарственных препаратов и витаминов, огромную роль играют развивающие занятия, заниматься которыми можно начинать и дома, как только вы заметили отставание речевого развития малыша.
Работа на дому
На развитие речи малыша влияют десятки факторов и занятий. Основным, конечно, является общение с родителями, рассказы обо всем, выстраивание диалогов, чтение вслух стихов, потешек и сказок, песенки. Однако есть и другие способы разговорить молчаливого ребенка. Объединяет их все одно — важность системного подхода и регулярности занятий.
- Ежедневно уделяйте время занятиям с карточками, картинками или детским лото, называйте все изображения и просите ребенка выбрать и показать что-то из нарисованного;
- Читайте книги с понятными иллюстрациями, давайте малышу возможность рассмотреть их, объясняйте картинки;
- Развивайте мелкую моторику ребенка. В этом помогут пальчиковые игры, пазлы, шнуровки, вкладыши различной формы;
- Уделяйте несколько минут в день массажу детских ручек, выполняемому как пальцами, так и специальными колечками и колючими шариками;
- Чаще давайте малышу небольшие поручения и спрашивайте о выполнении;
- Разыгрывайте спектакли-действия с игрушками, подробно описывая их действия.
Наконец, не спускайте ситуацию на тормозах, отказываясь от визита к врачу, успокаивая себя тем, что у вас в семье все поздно заговорили. Чем раньше выявлена проблема речевого развития, тем меньше времени потребуется для ее устранение и тем скорее ваш ребенок сможет полноценно общаться.